Веер в россии. Мужчина с веером, изображённый на веере

Веера из западно-европейских стран XVIII -XIXвв. Коллекция Музея искусств Метрополитен
Первые веера в Европе во всем подражали привозным китайским и японским экземплярам.
Веера делали в XVIII веке почти во всех европейских странах; к концу века они становятся дешевыми, рассчитанными на кратковременное использование.
Для второй половины XVII и XVIII вв. характерна значимость веера, как предмета изысканного быта и костюма. В это время появляется «язык вееров», особый секретный код кавалеров и дам (как язык мушек, язык цветов и прочие «языки» — характерная примета времени). Невзначай переложенный из одной руки в другую веер мог решить судьбу возлюбленного, высказать желание, назначить свидание, причем, с указанием точного времени и места. Культура этого времени с ее румянами, белилами, мушками и т.п. была вообще наполнена некими секретными кодами, поражала своей хрупкостью, эфемерностью, многозначностью, иллюзиями.

Веера и в материале, из которого они создавались, несли идею хрупкости и недолговечности: их делали из легких, (что было необходимо в силу специфики использования) хрупких и недолговечных органических материалов (кость, перламутр, дерево, ткань, бумага), и даже одним этим они уже символизировали бренность и недолговечность.



Украшенные веера миниатюрами - одни из самых особенных моделей вееров в Европе XVI-XX вв.
Расцвет расписных вееров приходится на время правления Людовика XIV и Людовика XV. В XVII веке были распространены сюжеты китайские и «версальские», цветы, пейзажи, греческие мифы, галантные и любовные сцены, пасторали, сюжеты из Библии, аллегории (как в составе сюжетной росписи, так и в виде самостоятельных мотивов). Часто сюжеты, напоминали картины Ватто, Буше, Фрагонара, хотя росписью вееров и в действительности занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше - расписывать веера было почётно.

Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.
(Г.Р.Державин)


Если есть желание рассмотреть поподробнее рисунки вееров, то можно щелкнув на картинку выйти на мои Яндекс-фотки - там размеры намного больше.

Обращаю ваше внимание, что это один и тот же веер, расписанный с обеих сторон. Надо отметить, что роспись с обеих сторон была различна, хотя и выдержана в одном стиле. В посте встречается достаточно много подобных двухсторонних вариантов одного веера, что можно будет увидеть по стилю оформления.




У вееров 18-го века есть аромат подлинности в том, что на них изображена действительность. Описание костюмов детализировано, и общее качество живописи усовершенствовано с детальной цветовой палитрой. В 19-м веке было модно повторять рисунок веера из предыдущей эпохи. Но есть один интересный способ распознать время изготовления веера - по цвету волос изображаемых людей, который появляется порошкообразный серым по цвету парика, а не естественным - нюанс, которым викторианцы пренебрегали.


Очень интересен этот французский веер тем, что на с одной стороны рисунка мы мерзнем, а с другой согреваемся.


Примерно в таком же стиле как предыдущий, оформлен и этот веер, где на одной стороне - прекрасное место, а на другой - веселая компания, там собирающаяся.
Кроме того, это один из первых примеров использования лака, изготовленного в Европе фирмой"Vernis Martin", потому что семья Martin в начале 18-го века и стала известна изобретением лака. Лак впоследствии использовался на веерах европейского производства, чтобы подражать китайскому лаку.

Декоративные изображения на веерах порой смешивают китайские и западные исторические мотивы. Птицы происходят из китайских форм и цветочных корзин рококо, и C-свитки взяты из французского словаря дизайна 18-го века.


Яркие пастельные цвета - выдающаяся особенность этого веера. Типичный для проектов веера, этот переполнен контрастирующими образами. Тщательно продуманные палки имеют решительно китайский эстетичный, но изображают эти Три Грации от греческой мифологии, которые представляют радость, очарование и красоту. Эти образы в свою очередь контрастируют значительно с пасторальной сценой пастуха козы. Обратная сторона веера:


Хороший пример точно подробного рассказа библии; служит двойной цели наличия религиозного основания, но также и события, имеющего место на очень экзотической земле, где есть возможность иллюстрировать тщательно продуманную одежду, восхитительную архитектуру и памятники Египта






Единственный американский веер 19 века, представленный здесь. Хотя все эти веера в свое время были приобретены в Европе в коллекции для своих жен американскими магнатами, а затем переданы потомками в Музей Метрополитен США.


В начале листьев веера 18-го века дизайн часто покрывал полный лист, как показано здесь. Живопись и на передней и задней части точно выполнена, и на, в отличие от многих примеров, где спина минимально украшена, фронт и спина одинаково покрыты точно подробными сценами. В ранних веерах лакируемые палки были китайским импортом, но вокруг конца первого квартала 18-го века, европейцы начали созданные лакируемые палки, чтобы подражать китайским. Это, вероятно, китайский импорт.


Французский живописец, дизайнер, модельер и иллюстратор Жорж Барбье (George Barbier) (1882-1932) является одним из крупнейших графиков первой трети XX века и входит в число создателей стиля арт-деко.
Жорж Барбье известен прежде всего своими иллюстрациями моды в "Gazette du bon ton", "Journal des dames" и других французских публикациях периода Ар-деко. Менее известный его декоративные искусства, такие как этот веер, дизайн которого был издан в "Journal des dames" в 1912


Необычный, но богатый источник для получения информации о садах, этот веер восемнадцатого века - столь восхитительный объект для рассматривания сегодня, как это, должно быть, было для его первоначального владельца. Остроумным способом поклонник показывает различные развлечения, предлагаемые в том, что похоже на прототип парка развлечений, возможно Prater в Вене, известной таким общественным развлечением. Действия, из которых можно было выбрать, показывают во всех их деталях: здесь пары пытаются стрелять в цели, там леди качаются высоко в неосновательно построенном предшественнике колеса обозрения, продвигаемого вручную. Другие посетители, все разодетые, прогуливаются или наслаждаются закусками.

Хотите прекрасного? Их есть у нас!
В музее-заповеднике «Коломенское» сейчас проходит не только выставка, демонстрирующая моду Петербурга XIX-XX веков, но и не менее прекрасная выставка «Веер как искусство» . Вместе они прекрасно дополняют друг друга. Так что не пропустите.
Представленная экспозиция позволяет проследить искусство веера конца XVIII - начала XX вв. на примере вееров, изготовленных из кости и перламутра. Это ещё не экспонировавшаяся часть коллекции музея «Искусство веера» из Санкт-Петербурга и предметы из коллекции музея-заповедника «Коломенское».

Общий вид зала.


Веер, как предмет обеспечения комфортного быта человека, известен не одну тысячу лет. Именно как инструмент для навевания прохлады он впервые письменно упоминается в конце II в. до н. э., во времена Чжоуской династии в Китае. Тогда веер по конструкции напоминал флажок. Экран был прикреплён к рукоятке, и движение воздуха возникало при движении экрана вокруг ручки. Позднее этот тип веера вышел из обихода. Вместо него распространение получили другие виды, которые существуют до сегодняшнего дня.
Благодаря развитию дипломатических отношений и торговле веера проникли на территорию Европы. Первоначально, в качестве подарков, они имели хождение только среди правителей и придворной элиты. Самый ранний документ, свидетельствующий об использовании веера в Европе, датируется XII веком. Со временем веера стали модным аксессуаром, а затем и незаменимым предметом женского костюма. А своего наивысшего рассвета веерное искусство достигло в XVIII веке. В этот период во многих европейских странах появляются веерные мануфактуры, например, в Нидерландах, Испании, Англии, где в 1709 году была основана «Почтенная компания производителей вееров», которая существует до сегодняшнего дня.
В России же «веерный бум» наступает в годы царствование Елизаветы Петровны. Именно в период её правления, в 1751 году, была основана первая веерная фабрика.
На выставке в большей части представлены веера двух видов - плие (от французского слова le pli - складка) и бризе (от французского brise - разбитый, сломанный, т.е. не цельный, а состоящий из отдельных элементов). Оба вида вееров складные.
Веер плие состоит из станка, изготовленного из твёрдого материала (кости, дерева, панциря черепахи, перламутра) и экрана из ткани, бумаги или пергамента. Причём крайние пластины станка или гарды, как их часто называют, делались более толстыми и массивными для большей прочности столь хрупкого предмета как веер. Веер же бризе представляет собой конструкцию, полностью выполненную из твёрдого материала. Пластины соединялись в верхней части ниткой или лентой.

Классический представитель веера-плие, который можно увидеть на выставке:


Веер-плие «Игра в бадминтон».
Слоновая кость, металл, коленкор; резьбы, гравировка, золочение, гуашь, роспись бронзовой краской. Длина 26 см, количество пластин 16+2. Художник Э. Лопес (E. Lopez(?). Испания, 1870-е. МГОМЗ.


Остов веера собран из толстых пластин слоновой кости, украшенных сквозной резьбой с гравировкой, тонированных бронзовой краской. В узоре резьбы - растительные и цветочные побеги в форме медальонов. Двусторонний экран из коленкора расписан гуашью и золотой краской. На лицевой стороне изображены галантные дамы и кавалеры в костюмах конца XVIII века. Одна из пар играет в бадминтон на фоне парка с античными колоннами, у озера в обрамлении растительных завитков. На оборотной стороне - одинокий замок в обрамлении дерева, цветов, трав и растительных завитков.
Брутальный характер росписи, тёмная цветовая гамма, грубый характер резьбы, использование бронзовой краски позволяют соотнести веер с образцами веерной продукции испанской работы 1870-х годов, выполненных в стиле «историзм». Веера с росписями типа: «Игра в бадминтон», «Карточная игра», «Катание на лодках» были модными во второй половине XIX века. Костюмы персонажей расписывались под галантный век.

Ещё один веер-плие, демонстрируемый на выставке обладает интересной историей.


Веер «Аллегория сватовства Великого князя Павла Петровича к Гессен-Дармштадской принцессе».
Перламутр, бумага; рельефная и ажурная резьба, золочение, серебрение, роспись гуашью и акварелью. Длинна оправы - 30 см, высота экрана - 13,5 см, ширина экрана - 55 см. Количество пластин оправы 25. Франция, Германия, 1760-е - 1770-е.


Можно предположить, что рассматриваемый веер, был создан в память о сватовстве, ставшем знаменитым событием в истории Гессен-Дармштадского дома. У ландграфини Каролины было пять дочерей, и они, возможно, являются персонажами росписи. Три дочери, приехавшие в Россию, находятся в центре композиции, а две, оставленные дома, показаны с правой стороны, чуть поодаль. На переднем плане, выделенная из общего ряда, изображена движущаяся к ним римская богиня мудрости, искусств и ремёсел Минерва; с её атрибутами принято было изображать выдающихся женщин, активно участвовавших в политической жизни, покровительствовавших науке и искусству, в том числе Екатерину II. С другой стороны от трона изображён мужчина в условно переданном «русском» платье. Этот персонаж служит для уточнения смысла аллегории. Сочетание на едином поле представителя России и римской богини можно объяснить тем, что в её образе представлена русская императрица. Тема помолвки получает развитие на оборотной стороне экрана, где молодой воин (юноша с копьём в руке) склоняется в поклоне перед дамой в костюме, повторяющем костюм женщины на лицевой стороне.
Данный веер считается мемориальным экспонатом, поскольку он принадлежал Гессен-Дармштадскому семейству, вначале - ландграфине Каролине, а после её смерти в 1774 году мог быть передан её дочери Амалии, которая в 1775 году вышла замуж за своего двоюродного брата Карла Людвига Баденского и переехала в замок Гертринген, где веер хранился продолжительное время.

Второй тип раскладного веера, как вы помните, веер-бризе. И вот один из его представителей:

Веер-бризе «Розы и цветущая вишня».
Слоновая кость, шёлковая лента, металлические нити; полировка, роспись маслом, плетение. Длина 24 см, количество пластин 15+2. Германия, 1870-е. МГОМЗ.


Этот веер собран из гладких пластин слоновой кости, закруглённых по верхнему краю, декорированных на лицевой стороне росписью маслом в виде крупных роз и веток цветущей вишни. Соединительная лента из розового шёлка. Кисть - из металлических нитей с плетёной ворворкой и четырьмя картулинами в виде шариков.
Во второй половине XIX века в моду вошли веера-бризе, выполненные из слоновой и моржовой кости. Большой популярностью пользовались веера-бризе работы немецких резчиков, украшенные цветочной росписью.

Кроме вееров бризе и плие есть на выставке и другие модели, не менее красивые. Например вот такой веер типа «пальметт» (palmette):

Веер «Гирлянда цветов».
Кость, бумага; резьба, роспись. Длина оправы - 27 см, высота экрана - 14 см, максимальный размер в раскрытом положении - 50 см. Австрия, 1860-е. Музей «Искусство веера».


Этот веер в оправе из кости домашних животных, обработанных в технике ажурной резьбы. Каждая пластина завершена фигурным медальоном из бумаги. Экран, состоящий из находящих друг на друга медальонов, украшен декоративной живописью с изображением гирлянды садовых цветов. По краям выполнен золочёный орнамент в стиле рококо.
Веера такого типа вошла в моду в 1840-х годах. Вначале их производили венские веерные мастера, затем новую модель переняли в других странах. Они не пользовались таким стабильным спросом, как веера с цельными экранами, но в небольших количествах их выпускали вплоть до 1920-х годов. Парижские веера-пальметт в 1840-60-х годах обычно украшали литографиями с изображением жанровых сцен, в то время как в росписи австрийских вееров предпочтение отдавалось именно цветочным орнаментам, что мы и можем наблюдать на данном экземпляре.

Отвлекаясь от описаний, покажу просто некоторое количество фотографий понравившихся мне вееров. Например, невозможно было не обратить внимание на вот такие парные веера экраны:

«Мужчина в готическом соборе».

«Женщина в готическом соборе».
Дерево; роспись, лак, токарная работа. Англия, первая половина XIX века. Музей «Искусств веера».


Или на эти 9 пластин от веера:

В разные периоды времени люди в большей или меньшей степени использовали веера. Это приспособление появилось еще в древности. Об этом свидетельствуют памятники изобразительного искусства, а также упоминания в текстах, дошедших до наших дней.

Все веера можно разделить на два вида – не складные и складные. Несомненно, первые в истории веера не складывались. Они представляли собой лист или круг, прикрепленный к ручке. Историки предполагают, что первые опахала появились приблизительно около 9 тысяч лет назад. Однако самые ранние археологические находки относятся к периоду 770 – 256 гг. до н. э. Найденные бронзовые изделия этого времени имели на себе изображения вееров с длинными ручками. Кроме этого, при раскопках в Цзянлине (провинция Хубэй) были обнаружены некоторые части вееров, которые были сделаны из перьев, прикрепленных к деревянной ручке. В те времена наличие веера говорило о достатке и высоком статусе его владельца.

С течением времени форма вееров совершенствовалась. В период Сражающихся царств (V – ІІІ века до н.э.) в обиход входят опахала полукруглой формы, изготовленные из тонких бамбуковых пластинок. Примечательно, что веерами пользовались все слои населения - и императоры, и рабы. Последним опахала помогали перенести жару во время работы. Императоры же любили под ними отдыхать.

Позже для изготовления вееров начали использовать различные материалы. К примеру, для изготовления ручки веера использовали слоновую кость, рога зверей, бамбук и сандал, а украшали его золотом и нефритом.

В Древнем Риме и в Древней Греции опахала делали из широких листьев или перьев (как правило, павлиньих). Их прикрепляли к деревянной или костяной ручке. Названия такого приспособления в разные времена и на разных территориях отличались. К примеру, древние римляне называли веер - флабеллум, а византийцы – рипида. Последним веер достался от язычников. Византийцы применяли рипиды во время церковных богослужений. Именно от Византии Европа унаследовала веера. Изначально, они представляли собой каркас прямоугольной формы, обтянутый тканью. Первые упоминания о европейских веерах встречаются в описях, датирующихся XIV веком. Несколько позже эти опахала появляются на портретах.

В конце XVI века в Европе (сначала в Великобритании, а потом и в других странах) появились первые ост-индийские компании, которые получили право торговли с восточной Индией. Именно в это время корабли впервые начали доставлять в Европу диковинные вещи с Востока. Наряду с другими предметами, большую популярность получил и складной веер, особенно в Венеции, где этот предмет сопровождал большинство женщин во время карнавала. Веер того времени имел форму полукруга и наибольшую популярность приобрел в XVII веке.

Что касается России, то здесь история возникновения веера начинается приблизительно в XVI веке и представлял он собой опахало, сделанное из перьев, прикрепленных к деревянной или костяной ручке. Иногда их украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Складной веер известен на Руси с XVII века, однако поначалу им пользовались исключительно члены царской семьи и их окружение.

Ситуация поменялась в начале XVIII века, когда Петр I ввел в обиход высших сословий множество западных новинок. Среди них был и веер. Наибольшее распространение этот предмет получил во времена царствования Екатерины II. В этот период он стал практически обязательным атрибутом туалета большинства женщин. Дамы крайне редко выходили в свет без веера. С изменением модных тенденций менялись форма и размер вееров.

Светлана Тюлякова

Старинные веера . История и фотографии .

Каких только вееров не было в истории - здесь в основном европейские, 18-начала 20 века.

Веера были из кружева , ткани, бумаги, украшенные драгоценными камнями; веера в стиле «бризе» , из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, на веерах писали настоящие художественные миниатюры. Для изготовления вееров использовали драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи.

Делались они иногда с зеркальцем и окошечками, чтобы подсматривать тайком,существовало множество ухищрений, связанных с веером и специальный "язык" вееров .

В эпоху Людовика XIV (1638-1715) веера во Франции достигли необыкновенного совершенства. Благодаря влиянию маркизы де Помпадур веера расписывают великолепные живописцы, такие как Ватто, Буше и др.

Если кавалера той эпохи мы представляем со шпагой в руке, то дамским ее эквивалентом следует признать веер .

С революционными событиями цветы, амуры и пастушки, изображенные на веерах , уступают свое место портретам политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий. Веера изготавливают в этот период из грубой материи.

В период Директории в моду входят веера -лилипуты небольших размеров, мода на них держится довольно долго. Во второй половине 19 в. веер сохраняется преимущественно только в бальных залах.

В веера вставляли зеркальца , которые позволяли наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, не поворачивая головы, увеличительные стекла, чтобы можно было лучше рассмотреть ту или иную особу, а при подходящей погоде – обратить на себя внимание, послав солнечный зайчик : ожог вполне мог сойти за укол стрелы Амура.



Дамы предпочитали складные веера-гармошки . Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками. Постепенно размеры стали уменьшаться, все большее значение придавалось ажурным рейкам конструкции, а не полотну, их соединяющему. Такие ажурные веера получили даже особое название – «скелетики» .

Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев . Из средства охлаждения он превратился в символ власти – были времена, когда им могли пользоваться только знатные люди. Особенное значение вееру придавали в сложных японских церемониях. У каждого веера было свое предназначение – веер для дворца , веер для войны , веер для танцев веер для сопровождения чайной церемонии.

Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая. Можно вспомнить Клеопатру, которая любила нежиться на берегу Нила, охлаждаемая легким искусственным бризом, создаваемым с помощью величественных царских вееров . Почитателями вееров стали и греки , и римляне. Веер поднялся до вершины Олимпа, вошел в мифологию весьма нежным образом – как атрибут богини любви Афродиты. В Риме его называли «флабелум» . Там делали веера с очень длинной ручкой, что иногда требовало использования «флабелиферов» , то есть рабов, изучивших искусство размахивать веером грациозно и деликатно. Не каждый умел пользоваться им хорошо, и это создало новую профессию.

Опахало известно на Востоке ещё с глубокой древности - они изготовлялись из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии - символом военной власти.


Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII-II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров : на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника , лотоса. В императорском дворце веера украшались шелковыми вышивками - картинками, каллиграфией. Опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом. Особую роль веер играет в японском театре Кабуки.

Японские мастера меняли, совершенствовали формы и создали в результате складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной бумаги. Они назывались сэнсу. И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров .

В Европе во всеобщее употребление веера входят в 16 в . В Испании делают вентароппу, в Италии - веера круглой формы и веера , украшенные перьями, - они входят в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи. Вообще, в Италии изготавливались веера различной формы в виде древесного листа, украшенного цветами, складные, современной формы. В Англии королева Елизавета (1558-1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок - веер , поэтому она была названа «покровительницей вееров » .

Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII век. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за его легким крылом скрывались томные взгляды. Веер стал средством общения. Он давал возможность говорить о многом более красноречиво и с меньшим риском. Тогдашнее высшее общество, живущее лихорадочной светской жизнью, испытывало постоянную потребность в ухаживании, комплиментах, в рассказах о любовных приключениях.


Это было известно Гольдони, который в своих комедиях использовал возможности игры двусмысленностей посредством этого нового любовного инструмента.

Наряду со складывающимися веерами из пергамента , использовались разноцветные веера из перьев павлина или страуса. Веер носили подвешенным к поясу при помощи золотой цепочки. Но настоящий бум был впереди. В XVII веке появились веера из кружева , украшенные зеркальцем или драгоценными камнями; веера в стиле «бризе» , сработанные из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, поддерживаемых вверху с помощью натянутой ленты, а внизу перстнем. Украшения становились все более фантастическими, на веерах писали настоящие художественные миниатюры. Все больше использовались драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи. В 1673 году Людовик XIV учредил корпорацию мастеров по изготовлению вееров , творения которых шли нарасхват у парижских кокеток. Эти салонные дамы, по словам Мольера, были просто «смешными фантазерками» , скрывавшими тщательно расписанные лица за «ширмами целомудрия» .

В XVIII веке, веке свободных нравов, также были созданы новые веера : с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим. Для серьезных людей были серьезные веера , расписанные знаменитыми художниками.




Язык веера

Франция. 1774 г. Еще со времен испанской моды сложился язык веера .

Веер был для светских дам XVIII века не только опахалом, но и «семафором» , и иногда «прибором наблюдения» . В традициях средневековой испанской школы тем или иным образом раскрытый или повернутый веер говорил «да» или «нет» , назначал свидание или указывал на те или иные чувства…

Если его резко складывали, то как бы произносили : «Вы мне неинтересны!» .

Развернутый, прикрывающий грудь веер молил : «Будьте сдержанным» .

Веер , направленный широким концом к собеседнику, означал согласие на флирт.

Антипатию выражал узкий конец сложенного веера , а дуга, описанная им, предупреждала : «За нами следят.» .

Когда сложенный веер держали прямо , это значило : «Говорите смело» .

Если развертывали одну створку - предлагали братскую, чистую дружбу; если две - влюбленную дружбу.

Раздвинуть три створки было все равно что признаться : «Я вас люблю» ;

полностью раскрытый веер - назначить свидание в доме кавалера;

раскрыть и резко сложить - свидание у дамы. «Когда?» - «В три часа в четверг» , - отвечают три легких удара пальчиком по четвертой створке и т. п.