Странная археология. Загадочные артефакты древних цивилизаций. Неизвестная археология: артефакты прошлого — загадки истории Самые загадочные предметы

Старейшая книга в Европе в твёрдом кожаном переплёте красного цвета, к тому же отлично сохранившаяся, – это Евангелие святого Катберта (также известное под названием Евангелие Стоунихерста), которое было написано на латыни в седьмом веке. Его полностью оцифрованная версия нынче доступна в интернете. Книга является копией Евангелия от Иоанна, и она была положена в гроб святого Катберта более 1300 лет назад. Когда викинги начали совершать набеги на северо-восточное побережье Англии, монашеская община покинула остров Линдисфарн, забрав с собой гроб и книгу, и поселилась в городе Дарем. Гроб был вскрыт в 1104 году, а Евангелие долго переходило из рук в руки, пока не попало к иезуитам.

2. Самая древняя официальная монета

До того как монеты начали выпускать государства, ранние монетовидные знаки чеканились богатыми купцами и влиятельными членами общества. Большинство экспертов сходятся во мнении, что первая в мире монета – это треть статера, отчеканенная лидийским царём Алиаттом между 660 и 600 г. до н.э. На одной стороне монеты изображена голова рычащего льва, а на другой стороне – вдавленный двойной квадрат. Монета изготовлялась из электрума, сплава серебра с золотом.

3. Самое древнее деревянное строение

Самые старые деревянные здания находятся возле буддистского храма Хорю-дзи в японском городе Икаруга. Четыре постройки сохранились в целости до наших дней, хотя их строительство началось в 587 г. н.э. (период Асука) по приказу императора Йомея, а его наследники завершили храм в 607 году. Исходный комплекс сгорел в 670 году, но был реконструирован к 710 году. Строительный комплекс состоит из центральной пятиэтажной пагоды, Золотого зала, внутренних ворот и деревянного коридора, который окружает центральную территорию.

4. Самое древнее изображение человека

Венера из Холе-Фельс является древнейшей статуэткой в мире, изображающей человека. Венере 40 тысяч лет, её рост около 6 см, и она вырезана из бивня мамонта. У фигурки нет головы, но сделан особый акцент на грудях, ягодицах и вульве. Скорее всего, она служила амулетом или символом плодородия, который носился как кулон. Венера была раскопана в 2008 году в пещерах Холе-Фельс недалеко от города Ульм на юго-западе Германии. Кстати, эти пещеры – настоящий кладезь многочисленных находок, связанных с жизнью доисторических людей.

5. Самые древние музыкальные инструменты

В 2012 году ученые обнаружили древнейшие в мире музыкальные инструменты возрастом в 42-43 тысячи лет. Эти древние прототипы флейты, вырезанные из кости мамонта и птичьей кости, были найдены в пещере Гайссенклостерле в верховьях Дуная, южная Германия. На основании находок из этой пещеры был сделан вывод, что люди пришли на эти земли 39-40 тысяч лет назад. Флейты же могли использоваться для досуга или религиозных ритуалов.

6. Самые древние наскальные пещерные рисунки

До 2014 года самыми древними наскальными рисунками были изображения животных эпохи позднего палеолита (30-32 тысячи лет), найденные в пещере Шове во Франции. Однако в сентябре 2014 года учёные обнаружили пещерные рисунки на индонезийском острове Сулавеси, восточная часть Борнео, чей возраст не менее 40 тысяч лет. Они изображают местных животных и отпечатки ладоней. Одному из изображений под названием Babirussa (местный вид свиньи) официально установили возраст – минимум 35400 лет, что делает его древнейшим образцом изобразительного искусства.

7. Самые древние работающие механические часы

Старейшие в мире, работающие механические часы находятся в Солсберийском соборе в южной Англии. Они были созданы в 1836 году по заказу епископа Эргума и состоят из колеса и шестерёнчатой системы, которые верёвками крепятся к колоколу собора. Часы бьют каждый час. Ещё одни, более старшие по возрасту механические часы были введены в эксплуатацию в Милане в 1335 году, но на сегодняшний день они не функционируют.

8. Самые древние маски

Самыми древними масками считается коллекция неолитических каменных масок возрастом в 9 тысяч лет, найденная на территории современного Израиля. Все маски были обнаружены в Иудейской пустыне и на Иудейских холмах и в настоящее время выставлены в Музее Израиля в Иерусалиме. Они представляют собой стилизованные лица (некоторые из них похожи на черепа) с отверстиями по краям, видимо, для ношения. Однако данные отверстия могли использоваться и для подвешивания масок в качестве декоративных или ритуальных предметов на столбах или алтарях. Исследователи отмечают, что резьба масок выполнена так, чтобы их было вполне комфортно носить: например, глаза вырезаны с учётом того, чтобы у человека было широкое поле зрения.

9. Самый древний образец абстрактного дизайна

В 2007 году археологи, которые изучали раковины моллюсков, собранные на острове Ява в Индонезии, обнаружили выбитые узоры и симметричные отверстия на их поверхности. В 2014 году группа исследователей подтвердила, что раковины были обработаны какими-то инструментами, а абстрактные узоры явно были сделаны рукой человека. С помощью микроскопов было установлено, что они вырезаны с помощью зубов акулы. Тем не менее, преждевременно называть эти доказательства убедительными, по крайней мере, пока не будет найдено больше подобных артефактов. Хотя сейчас это всё-таки самые старые каракули на земле, выполненные древним художником-абстракционистом.

10. Самые древние рабочие инструменты

Самые древние рабочие инструменты были обнаружены в эфиопской местности Када Гона, и их возраст варьируется в пределах 2,5-2,6 миллионов лет. Это древнейшие артефакты на Земле, относящиеся к деятельности человека. Инструменты состоят из кусков скальных пород с острыми краями и, скорее всего, использовались для отделения мяса от костей. Несмотря на то, что было обнаружено около 2600 образцов таких орудий, рядом с ними не нашлось никаких человеческих останков, что ставит под сомнение предназначение данных артефактов. Кстати, похожие инструменты с установленным возрастом в 2,3-2,4 млн. лет были найдены и в других частях Африки.

Как были созданы эти предметы? Кем? И главное - зачем?

Эльдар Халиулин

Как известно, факт - вещь упрямая. А еще упрямее артефакт (в том значении, в котором это слово употребляется в компьютерных играх, то есть искусственно созданный предмет, который существует вопреки научным заблуждениям относительно мироустройства). Вообще-то артефактом может считаться любой объект, сделанный человеком. Даже обыкновенная канцелярская кнопка. Археологи всего мира ежегодно выкапывают из-под земли центнеры артефактов. И все же нам, не специалистам, как-то привычнее подразумевать под этим словом мистические объекты, священные реликвии или предметы загадочного происхождения. Между прочим, многие артефакты, которые знакомы тебе по приключенческим фильмам, стали причиной нервных расстройств у сотен ученых планеты. Ведь эти штуки существуют и никак не объясняются на самом деле! Мы попытались разгадать их тайны. В этом нам помог кандидат исторических наук Алексей Вяземский, который скептическим взором окинул нашу коллекцию, после чего вволю позанудствовал (его особое мнение зашифровано в этой статье под кодовыми словами «Голос скептика»).

В научных кругах этот предмет больше известен как «Митчелл-Хеджес». Именно его история легла в основу свежего спилберговского блокбастера об антисоветских похождениях Индианы Джонса. А дело было так: в 1924 году в Центральной Америке экспедиция под руководством Фредерика Альберта Митчелл-Хеджеса проводила раскопки древнего города майя Лубаантуна в поисках следов цивилизации атлантов. Приемная дочь Фредерика Анна Мари Ле Гуиллон обнаружила под обломками алтаря некий предмет. Когда его извлекли на свет, оказалось, что это череп, искусно сделанный из горного хрусталя. Его габариты вполне сопоставимы с натуральными размерами черепа взрослой женщины – примерно 13 x 18 x 13 см, однако маловероятно, что эту хрустальную штуковину потеряла какая-нибудь рассеянная Золушка. Находка весит чуть больше 5 кг. У черепа не хватало нижней челюсти, но ее вскоре обнаружили рядом и вставили на положенное место - в конструкции было преду­смотрено что-то вроде шарниров.

В чем загадка

В 1970 году череп прошел ряд тестов в исследовательской лаборатории компании «Хьюлетт-Паккард», которая славилась продвинутыми технологиями в области обработки природного кварца. Результаты обескуражили ученых. Выяснилось, что череп выполнен из цельного (!) кристалла, состоящего из трех сростков, что само по себе тянет на сенсацию, так как невозможно даже при современном развитии технологий. В процессе создания хрусталь должен был развалиться из-за внутреннего напряжения материала. Но самое удивительное состоит в том, что на поверхности черепа не было обнаружено следов вообще никаких инструментов! Кажется, он просто вырос сам по себе. Вскоре выяснилось, что есть и другие искусственные черепа из природного кварца. Все они уступают Черепу Судьбы по качеству исполнения, но тоже считаются наследием ацтеков и майя. Один хранится в Британском музее, еще один - в Париже, третий, из аметиста, в Токио, череп «Макс» - в Техасе, а самый массивный - в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Кроме того, неутомимые исследователи раскопали легенду, согласно которой с глубокой древности существуют 13 хрустальных черепов, связанных с культом Богини Смерти. К индейцам они попали от атлантов (кто бы сомневался!). Черепа охраняют специально обученные воины и жрецы, передавая из поколения в поколение и следя за тем, чтобы артефакты хранились в разных местах. Сначала они находились у ольмеков, затем у майя, от которых перешли к ацтекам. А в самом конце пятого цикла по долголетнему календарю майя (то есть в 2014 году) именно эти предметы помогут спасти человечество от неминуемой катастрофы, если люди догадаются, что с ними делать. Предыдущие 4 цивилизации не додумались и были уничтожены бедствиями и катаклизмами. Похоже, что хрустальные черепа представляют собой нечто вроде древнего суперкомпьютера, который придет в действие, если собрать всего его комплектующие в одном месте. А черепов-то уже найдено больше 13. Что делать?!

Голос скептика

Практически каждый из хрустальных черепов сначала считался ацтекским или майяским. И все же некоторые из них (например, британский и парижский) были признаны фальшивками: эксперты нашли следы обработки современными ювелирными инструментами. Парижский экспонат сделан из альпийского хрусталя и, вероятнее всего, появился на свет в XIX веке в немецком городке Идар-Оберштайн, ювелиры которого славятся своим умением обрабатывать драгоценные камни. Проблема в том, что пока не существует технологии, с помощью которой можно было бы уверенно определять возраст природного кварца. Вот ученым и приходится ориентироваться по следам инструментов и географическому происхождению минералов. Так что все хрустальные черепа, в конечном итоге, могут оказаться творениями мастеров XIX–XX веков. Есть версия, что Череп Судьбы - всего-навсего подарок Анне на день рождения. Он вполне мог быть подброшен ей отцом на манер рождественских сюрпризов, но только не под елку, а под древний алтарь. Анна, умершая в 2007 году в 100-летнем возрасте, рассказала в одном из интервью, что череп был найден в день ее 17-летия, то есть в 1924 году. Автором всей этой захватывающей истории может быть сам Митчелл-Хеджес, охотник за сокровищами Атлантиды.

Их нашли в Перу, неподалеку от города Ика. Камней очень много - десятки тысяч. Первые упоминания о них встречаются еще в хрониках XVI века. На каждом из камней есть рисунок, детально изображающий какую-либо сцену из жизни древних людей.

В чем загадка

Встречаются рисунки, на которых видны лошади, вымершие на американском континенте сотни тысяч лет назад. На лошадях есть всадники. На других камнях запечатлены сцены охоты… на динозавров! Или, например, хирургические операции по пересадке сердца. А также звезды, солнце и другие планеты. При этом многочисленные экспертизы подтверждают, что камни древние, их находят и в доиспанских погребениях. А официальная наука всеми силами делает вид, что камней Ики не существует, либо называет их современными фальшивками. Кому придет в голову наносить изображения на десятки тысяч камней, да еще и тщательно закапывать их в землю?! Это ведь абсурд!

Голос скептика

Во всех журналистских публикациях о камнях Ики говорится, что экспертизы подтвердили подлинность этих артефактов. Но данные экспертиз почему-то никогда не приводятся. Получается, что всяческие уфологи с атлантологами предлагают всерьез изучать эти булыжники лишь на том основании, что никому и в голову не придет их подделывать. А ведь продажа камней Ики - прибыльный бизнес, которым охотно занимаются икианцы… икиоты… короче, тамошние жители. Ну, и некоторые «ученые» тоже. Почему бы не предположить, что они сообща поставили производство доходных товаров на поток? Или это тоже слишком абсурдная идея?

Сначала был известен как «Голубой бриллиант короны» и «Французский синий». В 1820 году его приобрел банкир Генри Хоуп. Сейчас камень хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне.

В чем загадка

Самый известный в мире бриллиант заслужил недобрую славу кровожадного камня: почти все его владельцы начиная с XVII века умирали не своей смертью. В том числе и несчастная французская королева Мария-Антуанетта…

Голос скептика

Представляешь, шапкой Мономаха венчались на царство русские великие князья и цари, от Ивана Калиты и до Петра Первого. И все они тоже умерли! Многие - не своей смертью, а от различных болезней! Жутко, правда? Вот оно, проклятие Мономаха! Причем факт жизни, смерти и соприкосновения с этой шапкой-убийцей в каждом случае можно подтвердить документами, в отличие от биографий иных владельцев «Хоупа». Среди которых, между прочим, есть и те, кто прожил вполне благополучную жизнь, Людовик XIV например. А еще можно вывести уравнение, в котором длина жизни владельца бриллианта обратно пропорциональна величине драгоценного камня. Но это уже из другой области…

В 1929 году в стамбульском дворце Топкапы был найден фрагмент карты мира на коже газели. Документ датирован 1513 годом и подписан именем турецкого адмирала Пири ибн Хаджи Мамеда, а в дальнейшем стал называться картой Пири Рейса («рейс» по-турецки значит «господин»). А в 1956 году некий турецкий морской офицер подарил ее американскому морскому гидрографическому управлению, после чего предмет был досконально исследован.

В чем загадка

Самое удивительное даже не то, что на карте подробно изображено восточное побережье Южной Америки (это спустя всего 20 лет после первого плавания Колумба!). Перед пытливым взором ученых предстал средневековый – подлинность не вызывает сомнений - документ, на котором четко изображена Антарктида. А ведь она была открыта только в 1818 году! И это далеко не единственная тайна карты: побережье Антарктиды изображено таким, словно континент свободен ото льда (возраст которого от 6 до 12 тысяч лет). При этом очертания береговой линии согласовываются с сейсмографическими данными шведско-британской экспедиции 1949 года. Пири Рейс, составляя карту, честно признался в своих заметках, что пользовался несколькими картографическими источниками, в том числе очень древними, времен Александра Македонского. Но откуда древние могли знать про Антарктиду? Конечно же, от сверхцивилизации атлантов! Именно к такому выводу пришли энтузиасты вроде Чарльза Хэпгуда, пока представители официальной науки стыдливо отмалчивались. Отмалчиваются они и до сих пор. Также было найдено множество других похожих карт, в числе которых, например, составленные Оронтеусом Финнеусом (1531) и Меркатором (1569). Данные, приведенные в них, можно объяснить только тем, что существовал некий первоисточник. С него картографы и копировали информацию о тех местах, о которых просто не могли знать. А составители этого древнего первоисточника знали о том, что Земля - шар, точно представляли длину экватора и владели основами сферической тригонометрии.

Голос скептика

Если верить карте Пири Рейса (а точнее, таинственному первоисточнику), Антарктида в глубокой древности располагалась иначе, и эта разница составляет порядка 3000 километров. Сведений о таком глобальном континентальном сдвиге, случившемся около 12 тысяч лет назад, нет ни у палеонтологов, ни у геологов. Кроме того, береговая линия Антарктиды безо льда просто не может совпадать с современными данными. Во время обледенения она должна была значительно измениться. Так что карта неизвестного континента, скорее всего, - домыслы древнего автора, которые по счастливой случайности приблизительно совпали с реальностью, либо очередная современная подделка.

Время от времени в разных местах планеты находят идеально круглые шары. Размеры у них разные - от 0,1 до 3 метров. Иногда на шарах есть странные надписи и рисунки. Самыми загадочными считаются шары, найденные в Коста-Рике.

В чем загадка

Неизвестно, кто их делал, зачем и каким образом. Обточить их до такой круглой формы древние люди явно не могли! Может, это послания от других цивилизаций? А может, шары высечены атлантами, которые закодировали в них важную информацию?

Голос скептика

Геологи считают, что такие круглые предметы вполне могут получаться естественным, природным путем. Например, если камень попадет в яму, расположенную в русле горной речки, вода обточит его течением до круглого состояния. А надписи с рисунками бывают не только на камнях, но еще на стенах лифтов и заборах. И, как правило, они представляют собой автографы современников.

К ресты обнаружили в XIX веке в Кинтана-Роо (Юкатан). Известно, что майя задолго до появления в Мезоамерике христиан почитали их символ, во всяком случае, в Паленке сохранился древний Храм Креста. Кстати, поэтому аборигены во время испанской колонизации благосклонно отнеслись к христианству.

В чем загадка

По легенде, огромный крест, вырезанный из дерева, внезапно заговорил в 1847 году в деревне Чан. Он призвал индейцев - потомков майя - на священную войну против белых. Он продолжал подавать голос, руководя индейцами в ходе боевых операций. Вскоре появились еще два аналогичных говорящих объекта. Деревня Чан стала индейской столицей Чан-Санта-Крус, где возвели святилище крестов. В 1901 году мексиканцам удалось захватить священную столицу, но майя успели унести ноги и кресты в сельву. Борьба за независимость продолжалась. Историки называют эти события войной мексиканского правительства с государством индейцев Крусоб - «Страной говорящих крестов». В 1915 году индейцы отбили назад Чан-Санта-Крус, и один из крестов заговорил снова. Он призвал убивать каждого белого, кто забредет на индейские земли. Война закончилась лишь в 1935 году признанием независимости индейцев на условиях широкой автономии. Потомки майя верят, что победили благодаря говорящим крестам, которые и поныне стоят в святилище нынешней столицы Чампон, но уже молча. Официальной религией свободных индейцев до сих пор остается культ трех «говорящих крестов».

Голос скептика

У этого феномена могут быть как минимум два объяснения. Первое: известно, что индейцы Мексики в своих обрядах часто употребляли наркотическое вещество пейотль. Под его воздействием можно вести беседы не только с деревянным крестом, но и с собственным томагавком. А если серьезно, то искусство чревовещания известно давно. У многих народов им владели жрецы и священнослужители. Даже не­опыт­но­му чревовещателю вполне по силам произнести парочку нехитрых фраз вроде: «Убивайте всех белых!» или «Принесите еще текилы!» Не надо также забывать о том, что еще никто из современных ученых так и не услышал от «говорящих крестов» ни одного слова, пусть даже нецензурного.

В чем загадка

На четырехметровом полотне (длина - 4,3 метра, ширина - 1,1 метра) просматривается четкое изображение человека. Точнее, два симметричных образа, расположенных «голова к голове». Один из образов - мужчина, лежащий со сложенными чуть ниже живота руками, другой – тот же мужчина, вид со спины. Изображения подобны негативу фотопленки и отчетливо проступают на ткани. Заметны следы кровоподтеков от ударов бичей, от тернового венца на голове и раны в левом боку, а также кровавые отметины на запястьях и ступнях ног (предположительно, от гвоздей). Все детали изображения соответствуют евангельским свидетельствам о мученической смерти Христа. Над тайной плащаницы бились и физики, и лирики (в смысле, историки). Некоторые из них после этого становились верующими. Плащаницу просвечивали инфракрасными лучами, изучали под мощными микроскопами, анализировали найденную в ткани пыльцу растений - словом, чего только не делали, но до сих пор никто из ученых так и не смог объяснить, как и с помощью чего выполнены эти изображения. Они НЕ нарисованы красками. Они НЕ появились в результате радиационного облучения (была и такая фантастическая гипотеза). Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году, показал, что время создания плащаницы - XII–XIV века. Однако российский доктор технических наук Анатолий Фесенко объяснил, что углеродный состав льняного полотна мог «омолодиться». Дело в том, что ткань после пожара подвергалась очистке с помощью горячего масла или даже кипятилась в масле, поэтому в нее попал углерод XVI века, что и послужило причиной неверной датировки. Есть и другие факты, подтверждающие, что это не средневековая, а более древняя и вообще нерукотворная вещь. Чудо?!

Голос скептика

Самое время уподобиться Рене Декарту, который однажды логически рассудил, что быть верующим надежнее, чем атеистом, поскольку можно получить посмертный билет в рай. Ведь Богу (если он есть) будет приятно, что ты в него верил. Но пока ты еще жив, загляни в научные статьи и прочитай о том, что иудеи окутывали умерших не в плащаницы, а в погребальные пелены. То есть забинтовывали лентами с использованием ароматических смол и веществ. Именно так поступили с Христом после его смерти, что и записано в Евангелии от Иоанна. Поэтому говорить про абсолютное соответствие образов плащаницы евангельским свидетельствам не приходится. Более того, усопших сынов и дочерей Израилевых никогда не укладывали в позе футболиста, стоящего в «стенке». Традиция рисовать людей с руками, застенчиво сложенными на гениталиях, появилась после XI века, причем в Европе. Остается добавить, что многие серьезные ученые как раз не сомневаются в данных радиоуглеродного анализа, проведенного тремя независимыми лабораториями. С учетом всех выкладок Фесенко можно прибавить к возрасту плащаницы еще лет 40, пусть даже 100, но никак не тысячу с лишним. И еще одна интересная деталь: незадолго до появления этого артефакта, то есть в XIII–XIV веках, в Европе насчитывалось 43 (!) плащаницы. Владелец каждой наверняка божился, что у него - та самая, истинная, переданная лично в руки едва ли не самим Иосифом Аримафейским.

Бабу ищешь?

Есть еще артефакты, которые пока никем не найдены. Дело за тобой!

Святой Грааль

По идее, это незатейливая чаша, в которую была собрана кровь распятого Христа. В действительности может выглядеть как угодно, потому что является классическим то-чего-не-может-быть. Скорее всего, Грааля просто не существует, это литературный миф.

Ковчег Завета

Что-то вроде массивной шкатулки с хранящимися внутри Скрижалями Завета и 10 заповедями на них. Вот с этим предметом будь особенно осторожным: считается, что любой прикоснувшийся к нему немедленно умирает.

Золотая баба

По свидетельству средневекового географа Меркатора, она находится где-то на территории Сибири. Это статуэтка (а может, и статуя) угро-финской богини Юмалы. Ей приписывают сверхъ­естественные свойства. Искателей приключений привлекает также металл, из которого она сделана. Да, да, это чистейшее золото. Можно сказать, не баба, а клад!

Фото: APP / East News; Corbis / RGB; Alamy / Photas.

Временами люди находят предметы в местах, где их попросту не должно быть. Или эти предметы сделаны из материалов, до открытия которых, если судить по геологическому пласту, в котором был найден предмет, оставались еще сотни, а то и тысячи лет. Эти «странные геологические находки», которые имеют искусственное происхождение, ставят ученых в тупик. И большая часть таких загадок остаются и по сей день неразгаданными.

Грабовецкий меч

Одна из сравнительно недавних по времени сенсационных находок, которая всколыхнула научный мир, была сделана в 80-е годы XX столетия в местечке Грабово (Польша), в нескольких километрах от города Кельце. В карьере, где проводили добычу известняка, рабочими был обнаружен какой-то металлический предмет. Когда он был тщательно очищен от земли и осмотрен, то выяснили, что это прекрасно сохранившийся железный меч. Находка была сдана в археологический институт. Ученые после проведенного исследования установили, что это оружие изготовлено приблизительно в 400 году до н. э.

Вызвало восхищение мастерство оружейника, изготовившего этот меч. Но особенное внимание археологов привлек загадочный орнамент на рукоятке меча. Какие-то странные насечки, линии, круги, овалы. Весьма необычная инкрустация. А спектрографический анализ дал абсолютно невероятные результаты: 10 % меди, 5 % магния и 85 % алюминия. Но разве такое может быть? Ведь принято считать, что алюминий в чистом виде впервые получил лишь в 1825 году датский ученый Ханс Эрстед.


Если возраст клинка был установлен правильно, то возникает вопрос: где древний кузнец мог взять алюминий? Неужто люди, которые жили более 2 000 лет назад, знали о существовании этого металла и даже умели его получать каким-то неизвестным нам способом? Если же это так, то по какой причине технология была забыта следующими поколениями мастеров?

Есть версия, что алюминий мог попасть на нашу планету из космоса, в метеорите. Но во всех найденных до сих пор метеоритах нет и следа алюминия. Они или каменные, или железно-никелевые. По другой гипотезе, алюминий мог быть завезен на Землю космической экспедицией инопланетян. Не следует сбросить со счетов и версию, что наша цивилизация - не первая на Земле (и, скорей всего, не последняя). Может быть, прежние цивилизации в техническом плане не только не уступали современному человечеству, но и превосходили его.

Загадочный меч продолжают изучать ученые всего мира. Но вопросов меньше не становится.

Сюрпризы земных недр

Грабовецкий меч стоит несколько обособленно в списке артефактов - предметов искусственного происхождения, обнаруженных внутри ненарушенных геологических пластов, потому как он обнаружен относительно недалеко от поверхности. Большую же часть «странных вещей» находят в глубине земных недр. К примеру, в XVI столетии вице-король Испании Перу Франсиско де Толедо держал в своем кабинете стальной гвоздь длиной 18 см, плотно сидящий в куске горной породы, поднятом с 20-и метровой глубины в перуанской горной выработке.

1844 год – в Северной Британии в глыбе окаменевшего песка обнаружили 12-и гранный 30-и сантиметровый гвоздь из титанового сплава. Возраст этого артефакта эксперты оценивают в 360-408 миллионов лет!

1851 год – золотоискатель из Невады Хайрэм Уитт привез домой кусок золотоносного кварца величиной с мужской кулак. Показывая друзьям камень, Уитт случайно уронил его. Упав камень раскололся, и присутствующие увидели внутри… винт. Как он оказался в породе, возраст которой был как минимум несколько миллионов лет?

1880 год – фермер из Колорадо приехал на угольную шахту, чтобы набрать немного угля для камина. Там была большая груда этого топлива, которое было добыто с глубины приблизительно 90 метров. Возвратившись домой, фермер стал колоть большие куски угля, чтобы было удобней топить камин. В одном из них он обнаружил металлическое кольцо, позднее вошедшее в историю как кольцо Евы. Возраст угля, в котором оно было найдено - 60 миллионов лет.

1891 год, 11 июля – в газете «Моррисон-вильтайме» была опубликована заметка: «Утром во вторник миссис Капп сделала достоянием гласности абсолютно невероятную находку. Когда она разбила кусок угля для растопки, то обнаружила в нем небольшую… золотую цепь длиной 25 см, древней и причудливой работы. Кусок угля раскололся почти посредине, и так как цепочка располагалась в нем в виде круга и два конца ее находились рядом друг с другом, то, когда кусок лопнул, середина ее освободилась, а два конца остались закрепленными в угле. Цепочка сделана из 8-и каратного золота и весит 192,3 грамма».

1894 год – близ американского городка Дорчестера найден необычный предмет. Журнал «Сайентифик Америкэн» так описал эту находку: «Несколько дней назад мощный взрыв разрушил скалу. Этот взрыв разбросал во все стороны огромные осколки весом до нескольких тонн и многочисленные мелкие фрагменты. Среди них были подобраны два обломка металлического предмета, разорванного взрывом пополам. При соединении эти части образовали сосуд 11,4 см высотой и 16,5 см шириной в основании. На поверхности этой вазы глубоко выгравированы шесть изображений диковинных цветков, покрытых сплавом серебра с висмутом, а нижнюю часть сосуда опоясывал восхитительный рельефный венок из того же сплава».

1899 год – в колодце у Паун-Ридж, штат Иллинойс, был обнаружен предмет, напоминающий крупную монету. При помощи радиоуглеродного анализа определили, что артефакту около 400 000 лет. На монете были изображения неких существ и надписи на неизвестном языке.

1903 год – в Нампе (Мексика), во время бурения скважины под слоем осадочных пород базальта и песка на глубине 91 метр была обнаружена двухдюймовая фигурка женщины, исключительно тонко изготовленная из золота. На подставке артефакта нанесена ажурная надпись, которую ученые пытаются расшифровать до сих пор.

Так что же выходит: все эти найденные предметы существовали на Земле задолго до общепринятого времени появления человека? Официальная наука пытается игнорировать сам факт существования таких необъяснимых артефактов. А самое популярное из объяснений - это, мол, фальсификация. Или же то, что принимается за гвозди или другие металлические предметы, - только лишь природные минеральные расплавы. Кусочки металла попадают в породу и там формируются за счет замещения растительных остатков. Порой они принимают очертания знакомых нам предметов.

Еще одно объяснение - смещение пластов. Артефакты в земле постоянно перемещаются, как и сама почва. То грунтовые воды их смоют, то в трещину провалятся. В некоторых местах предметы могут «уйти» очень глубоко. Археологи даже провели эксперимент - поместили в грунт разбитый глиняный кувшин. Так вот, его осколки «разбрелись» в нижние слои.

Золотые волоски Антарктиды

В таком случае откуда «провалились» необъяснимые артефакты, найденные в Антарктиде?

1997 год, лето – в Санкт-Петербург возвратилась очередная экспедиция НИИ Арктики и Антарктики. Ей были привезены образцы глубоководного льда, взятые при глубинном бурении с геологического пласта, возраст которого насчитывал более 20 000 лет. Среди образцов ученых больше всего заинтересовал тот, в котором просматривались какие-то нитевидные включения.

Когда лед растаял, в поле зрения микроскопа оказались несколько нитей длиной два сантиметра и толщиной с человеческий волос. При стократном увеличении они предстали кусочками металлической проволоки золотистого оттенка, почти не обладавшей упругостью. Проведенный химический анализ волосков показал, что они были из чистого золота. Спустя 7 лет в журнале «Америкэн Сайентист» появился материал о том, что и американские исследователи нашли в антарктическом льду целый пучок таких же золотых волосков.

Первая гальваническая батарея

Также ни в какие теории не может вписаться необъяснимый артефакт, обнаруженный при раскопках античного города Селевкия (Ирак). Это хорошо сохранившиеся небольшие сосуды из глины, в каждый из которых был вмонтирован медный цилиндр, имеющий железный сердечник. Произведена пайка сплавом свинца и олова, при этом пропорции совпадают с современными, которые применяют в электротехнике.

Созданные по образу и подобию модели при наполнении их медным купоросом давали на клеммах напряжение порядка шести вольт. Таким образом исследователи выяснили, что древние шумеры могли получать электричество электролитическим способом. Перед нами - древнейшая гальваническая батарея. А если был ток, то существовали и устройства, для которых он применялся.

Обнаружение этих необъяснимых артефактов в который раз говорит о том, как мало мы знаем о научном и техническом прогрессе предыдущих цивилизаций, а также об их возможных контактах с внеземным разумом.


Археологические находки всегда вызывают огромный интерес учёных и любителей истории. Посуда, украшения, оружие и другие древние артефакты позволяют делать выводы о том, как жили люди много веков назад. Но бывают среди археологических находок и такие, которые не поддаются разгадке на протяжении столетий.

1. Круги на Ближнем Востоке


Линии на плато Наска в Перу - древние геоглифы, которые видны только с воздуха. Их популярность среди любителей тайн уступает разве что пирамидам в Египте. Тем не менее, на Ближнем Востоке существует более древняя и более таинственная версия странных образований на земле, которая привлекает к себе меньше внимания.

"Колеса" - круговые каменные структуры, расположенные в пустыне между Сирией и Саудовской Аравией. Считается, что их возраст составляет по крайней мере 2000 лет, но эти структуры обнаружили только в 1920, с появлением самолетов. Объясняется это просто - с земли видно только неопределенные очертания, а чтобы различить все строение целиком, нужно подняться на высоту 30 метров. Цель этих построек неизвестна. Некоторые из них сгруппированы вместе, а другие стоят по одиночке.

2. Крепость-гора


В Джорджии туристы, идущие по лесной тропе, могут наткнуться на табличку, которая предупреждает, что они приближаются к "таинственной доисторической стене". Кто построил эту 270-метровую стену, высота которой доходит до 2 метров, неизвестно. Назначение ее также остается загадкой. Вдоль стены находится около 30 ям, а в одной из ее секций явно угадываются руины ворот. Стена была построена около 1600 лет назад, хотя ямы, возможно, были вырыты значительно позже европейскими охотниками за сокровищами.

Самая очевидная теория (стена использовалась, чтобы защитить гору от нападения) очень маловероятна, поскольку на горе нет ни одного источника воды, а также стена местами слишком низкая для обороны. Что интересно, стена идет зигзагами, которые полностью совпадают с рисунками, найденными на керамике в некоторых племенах американских индейцев. Легенды чероки гласят, что стену построили подземные, высокие, светлокожие, бородатые "луноокие" жители, ведущие ночной образ жизни.

3. Гластонберийский крест Дерека Махони


Одна из многих легенд, связанных с королем Артуром гласит, что монахи из аббатства Гластонбери нашли в 1191 году гроб, рядом с котором находился свинцовый крест с гравировкой "HIC IACET SEPULTUS INCLITUS REX ARTHURIUS IN INSULA AVALONIA", что переводится как "Здесь, в земле Авалона погребен прославленный Король Артур". Многие считают, что, если крест и существовал на самом деле, то он был сделан монахами, чтобы привлекать паломников.

Последнее упоминание о кресте датируется 17 веком. Неудивительно, что эксперты очень заинтересовались, когда некий Дерек Махони пришел в Британский музей в декабре 1981 года, утверждая, что нашел этот крест. При этом Махони наотрез отказался передать крест музею после первичного исследования, даже после судебного постановления.

В итоге в апреле 1982 года его посадили в тюрьму на два года с правом досрочного освобождение, если он укажет местонахождение креста. В январе 1983 года Махони освободили, а позже оказалось, что ранее он изготавливал формы для изделий из свинца и вполне мог подделать крест (но, стоит отметить, сделал он это очень качественно, учитывая, что эксперты при первичном обследовании заявили о подлинности креста). К сожалению, правды уже никто не узнает, ибо с тех пор креста больше не видели.

4. Гобелены с единорогами


В музее Клюни в Париже находятся шесть красивых гобеленов, изображающих охоту на единорога. Несмотря на то, что их называют "Моной Лизой тканых картин", никто не знает, кто их создал. Созданы гобелены были в 15 - 16 веках, но до 1814 года о них не существовало ни единого упоминания. Одним из ключей к разгадке их истории могут стать вензеля в каждом углу - "AE" и "AF", однако неизвестно, что они означают. На пяти гобеленах из шести изображена стройная блондинка, но можно только догадываться о том, кем она является на самом деле. Многие историки предполагают, что это Мария Тюдор, сестра Генриха VIII, который был женой короля Людовика XII в течение последних шести месяцев его жизни.

5. Перуанские черепа во Флориде


В январе 2012 года во время рытья котлована под бассейн в Южной Флориде были найдены черепа мужчины и мальчика. На меньшем из черепов (который принадлежал 10-летнему мальчику) сохранилась плоть. Для расследования была вызвана полиция, но оказалось, что плоть на черепе мумифицировалась, а возраст обеих находок составляет по крайней мере 800 лет. Что более удивительно, оба черепа имели уникальную структуру, известную как "кость инков", которая характерна для коренных перуанцев. Рядом с черепами были также найдены другие примитивные артефакты, в том числе тканая одежда и веревки

6. Глозельские таблички


В 1924 году фермер по имени Эмиль Фрадин нашел на одном из своих полей подземную камеру, заполненную странными объектами. В камере были найдены человеческие кости со странными отметками на них, идолы-гермафродиты, маски и несколько табличек с выгравированными на них письменами на неизвестном языке. Фрадин пригласил всех желающих начать раскопки на этом поле. За несколько лет были обнаружены тысячи подобных артефактов. Дебаты о подлинности артефактов шли в течение 80 лет.

Современные тесты показывают, что самые старые кости датируются 300 г. до н.э., а самые недавние - 1600-ми годами. Стеклянные вещи, найденные в этом месте, родом из средневековой Франции. А загадочным табличкам 2300 лет. Никто не может понять, как в таком непримечательном месте оказались так много необычных и разнообразных предметов.

7. Таинственный камень

В 1872 году на стройке возле озера Уиннипесоки в штате Нью-Хэмпшир было найдено необычное черное каменное яйцо около 10 сантиметров в высоту, с вырезанными на нем изображениями. Ничего подобного в Соединенных Штатах не находили до тех пор и по сей день. На передней части "Таинственного камня" вырезано лицо, а по сторонам - початок кукурузы, круг, содержащий изображениями частей животных, спирали, полумесяцы и различных фигуры из линий и точек. В верхней и нижней части каменного яйца просверлены отверстия, которые слишком точны для технологий, которые существовали до 19 века. За 150 лет, прошедших с времени находки люди даже не приблизились к разгадке того, что это такое и кто его создал.

8. Золотые шлемы


Одними из самых необычных артефактов бронзового века Европы являются четыре золотых шлема или конуса. Шлемы высотой от 30 сантиметров до метра сделаны на 90 процентов из золота и украшены чрезвычайно сложными символами, выложенными концентрическими кругами. Самым древним из них является Берлинский конус, который был создан около 1300 года до н.э. Обнаружен он был в 1835 году. Вся поверхность Берлинского конуса покрыта 1739 символами солнца и луны. Современный анализ украшений позволяет предположить, что на конусах точно изображены солнечные и лунные циклы.

9. Египетские пауки


В 2013 году археологи обнаружили в Египте каменную стелу с выгравированным на ней изображением паука. Изображению исполнилось 6000 лет, что делает его старше цивилизации древнего Египта. Доктор Хитер Линн, автор и сторонник "альтернативной археологии", предполагает, что рисунки на самом деле представляют собой звездную систему Сириуса.

10. Араму Муру


Недавно мир облетела сенсационная новость - в Перу нашли "Врата богов". Араму Муру - гладко отделанная гранитная скала с двумя вертикальными прорезями и нишей между ними. Ширина всего "портала" - 7 метров, а высота двери - 2 метра. По центру двери находится круглое отверстие, которое является чем-то вроде замочной скважины. Местные жители говорят, что врата (Араму Муру на местном языке означает "Врата богов") ведут в другой мир и могут быть открыты только колдунами при помощи особых чар. Некоторые старейшины рассказывают, что врата открывается только в полночь, а на другой их стороне виден город.

В продолжение темы . Поразительные факты!

История нашей планеты полна поразительных загадок и головоломок. И целой жизни не хватит, чтобы их разгадать. Предлагаем вам взглянуть на 10 исторических находок, не поддающихся рациональному объяснению.

Ступа Мьянмы

Эта ступа (культовое буддийское архитектурное сооружение) высотой около 7 метров стоит на огромном округлом камне, который расположился на вершине горы. Тайна камня в том, что он помещен на склон без видимых креплений и очень плохо прилегает к основанию. Это легко проверяется на практике: камень качается от одного прикосновения. Говорят, что под его основанием можно провести веревку. Возникает только один вопрос: как он там держится?

Коллекция Джульсруда, Мексика


Эту коллекцию Вольдемар Джульсруд начал собирать еще в 1944 году, проводя тщательные раскопки. На данный момент в его коллекции 37 тысяч артефактов! Это поразительно, но в ней нет ни одного повторяющегося экземпляра, а 2500 из них - это статуэтки динозавров. Разнообразие их типов вызывает истинное изумление: здесь есть и известные нам виды, и такие, которые современные ученые идентифицировать не могут, например крылатые динозавры-драконы. Абсолютно неизвестно, кто мог сделать все эти фигурки, и понятно, что мы знаем крайне мало о тех животных, которые населяли нашу планету.

Абидосские иероглифы, Египет


На одной из балок храма ученые еще в XIX веке обнаружили странные надписи, расшифровать которые им тогда не удалось. А с наступлением нового века египтологи уже по-другому взглянули на них. Оказалось, что там были выбиты изображения современной боевой техники: вертолетов, самолетов и танков. Как такое может быть, до сих пор остается загадкой. Некоторые египтологи считают, что эти непонятные иероглифы были созданы случайно, путем наложения одних символов на другие.

Долина Кувшинов, Лаос


На высоте около 1000 метров над уровнем моря по вершинам хол­мов разбросаны огромные кувшины, самый крупный из них весит 6 тонн. Сделаны они из камня таких пород, которые не встречаются в этой местности. О кувшинах мало что известно. Никто не знает, откуда и как они сюда попали. Некоторые ученые считают, что в них хранили рис или вино те, кто жил здесь в древности. Все версии достаточно сомни­тельны. Несомненно одно: воз­раст гигантских камней - не менее 2500-3000 лет.

Черные камни Ики, Перу


Первые упоминания о находках черных камней с изображениями странных животных относятся к XVI веку. Коллекцию собирал доктор Хавьер Кабрера в течение 40 лет. Это своего рода «библиотека» из огромного количества камней с изображениями на них бытовых тем, звезд, инструментов для изучения космоса, летательных аппаратов, хирургических операций, карт Земли и других планет, календаря. На одном из камней - человек, едет верхом на трицератопсе, причем на спине ящера изображена попона, а наездник держит в руках курительную трубку.

Естественно, что такие изображения противоречат не только современным представлениям об истории человечества, но и здравому смыслу. Неужели люди и динозавры жили в одно время и так тесно контактировали?

Космонавты в скафандрах


Большое количество рисунков и статуэток разного возраста, найденных по всему миру, трактуют как изображения космонавтов, одетых в скафандры или герметичные шлемы. Можно, конечно, списать все на фантазию художника. Однако сходство иногда бывает весьма удивительным.

Египетские иероглифы в Австралии


Эти загадочные иероглифы на протяжении почти 100 лет были частью местного фольклора, родившегося из рассказов очевидцев, случайно их находивших. В самом факте их существования не было бы ничего удивительного, но оказалось, что это именно древнеегипетские иероглифы! Как они здесь оказались и кто их высекал - исследователи не знают до сих пор.

Рисунки на полях


Ученые считают, что рисунки- дело рук людей. И действительно часть из них создали шутники. Но сложность, строгая математическая выдержанность целого ряда из них и краткое время создания указывают на то, что люди подобное и с такой скоростью создать не могли.

По некоторым данным, рисунки начали появляться на полях вовсе не в последнее время, а как минимум сотни лет назад. Например, в некоторых районах Китая крестьяне выкладывают на земле камни в виде аналогичных рисунков уже так долго, что никто не знает, откуда пошла эта традиция. А в Англии такие изображения есть и на древних мегалитах. И такие факты тоже нужно учитывать, чтобы как можно полно восстановить картину прошлого.

Белая пирамида, Китай



Первым Белую пирамиду обнаружил в конце Второй мировой войны американский пилот Джеймс Гаусман. И она была просто огромной. Высота ее примерно 300 метров - это почти в 2 раза выше пирамиды Хеопса. Гаусман тщательно исследовал пирамиду. Ювелирно обработанные гигантские плиты тщательно уложены и подогнаны друг к другу. Неизвестно, какими орудиями пользовались древние китайцы, как им удавалось передвигать плиты, а затем поднимать их на небывалую высоту. Ученые даже не знают, кто же был истинным строителем великой Белой пирамиды.

Древняя карта, Китай


Эту карту купил китайский коллекционер Лю Ган в 2001 году в антикварном магазине в Шанхае за 500 долларов. Она датируется 1763 годом, но имеет надпись: «Карту сию нарисовал Мо Йи Тонг, подданный династии Цин, в правление императора Гун Ли в 1763 году по оригиналу карты 1418 года». Это на 74 года раньше прибытия Колумба в Новый Свет, однако на китайской карте уже изображены обе Америки. Причем оба побережья - и западное, и восточное.