Скандинавские руны: значение, описание и их толкование – средство для гадания и оберег. Рунический круг старшего футарка – значение рун викингов на русском Древнегерманские руны и их значение

Руны (run, runar, runa) - это сакральные символы, название которых восходит к древненемецкому и древнескандинавскому языку и означает в переводе «тайна» или «шептать». По легенде, сам великий бог Один жаждал познать и обрести их силу. Скандинавские руны сейчас известны как магический атрибут, способный предсказывать будущее. Но в первую очередь они были письменностью у древних скандинавов и других народов.

Рунический алфавит

Самые ранние достоверные источники свидетельствуют о том, что руны существовали уже во II веке нашей эры. Большое визуальное сходство позволяет говорить о родстве рунического и латинского алфавитов. Считается, что древние германцы позаимствовали у соседей письменные знаки, адаптировали их под свои нужды и активно использовали до Средневековья, после чего красивое, но не очень удобное руническое письмо было вытеснено своим старшим родственником. Дольше всего продержалось оно у норвежских и других скандинавских племен.

Памятники рунической письменности находят везде, где жили германские племена, а также на соседних территориях. Часто встречаются большие камни, покрытые письменами, посвященными погибшим и умершим друзьям и родственникам. Рунные надписи также нередко делались по случаю побед на войне. Находят и небольшие предметы, стрежни, украшения с текстами, упоминающими о менее важных событиях, например, с признаниями в любви.

Рунические знаки всегда угловатые, без скруглений, состоят преимущественно из вертикальных и наклонных линий, расположенных под острыми углами. Такое написание выбрано неслучайно . Руны высекались на твердых материалах, на которых непросто изобразить плавные изгибы, - камне, железе. Да и поперек древесных волокон чертить затруднительно.

Каждая руна передает какой-либо определенный звук, а также обозначает конкретное понятие.

Рунический алфавит правильнее называть футарком. Футарк - слово, образованное из первых букв названий первых шести рун.

Значение рун

Девять дней и девять ночей Один, верховный бог скандинавского пантеона, провисел на мировом древе без воды и пищи, пригвожденный собственным копьем. За эту жертву он был награжден. Таинственный шепот открыл ему силу двадцати четырех мистических знаков, которые Один сразу же начертал на древе кровью.

Эта легенда объясняет мистическое значение скандинавских рун, окутанных атмосферой тайны и обладающих невероятной энергетикой. Неудивительно, что к ним часто обращаются за помощью в гадании. Сами древние германцы использовали эти сакральные символы в магических ритуалах.

При гадании к двадцати четырем рунам классического футарка часто добавляют еще одну - пустую руну Одина. Символы бывают расположены как прямо, так и вверх ногами, толкование такого перевернутого положения может отличаться. Учитывая несколько рун, которые в любой позиции выглядят одинаково, получаем 42 возможных значения.

Толкование футарка

Полный алфавит состоит из двадцати четырех рунических символов, и их значения описывают представлявшуюся древним германцам картину мира - цикл Мирового колеса - рождение Бытия, установление его законов и различные формы его проявления и существования.

Знаки разделены на три группы - Атты или Эттиры, по восемь рун в каждом. Эти группы соответствуют трем Мирам - Верхнему, Нижнему и Среднему.

Рождение Бытия

Первый Атт посвящен Фрейру, богу плодородия, и очаровательной Фрейе. Он олицетворяет основы Мироздания и его символы. Здесь проявляется божественная мощь, силы творения, созидания и разрушения. Образы этого Атта - Корова Аудумбла, Прародители Йотунов, Асы и Асгард, Создание Солнца.

Руны, входящие в этот Эттир:

Атт Хагала

На этом уровне продолжается создание Миров, и устанавливаются их законы, появляется смерть и жизнь, Хель, Норны, хранительницы судеб, люди. На перекрестке миров заступает на вечную службу Хеймдалль.

Сегодня известно более пяти тысяч памятников рунических надписей. Большая часть их (около трех тысяч) была обнаружена на территории Швеции. Однако распространена такая письменность была гораздо шире – свидетельства пользования рунами находят в Исландии, Гренландии, на Британских островах и даже у восточноевропейских славян.

Для древних германцев руны имели мистическое, сакральное значение. Даже само их название содержит в себе корень «ru», означающий тайну, а в древненемецком языке можно встретить слово «runen», которое переводится как «таинственно шептать». Порядок символов в руническом алфавите – футарке – уникален. Он делится на три рода – аттира (иначе «эттира»), в которых содержится по восемь рун. Первоначальный смысл и даже названия были утрачены, а нынешние скандинавские руны реконструированы по более поздним памятникам. Так, благодаря Старшей Эдде, стало возможным установить, какие значения вкладывали древние в те или иные символы. Например, руна Raidu (Райдхо) означала «путь», Sowilu (Совило или Соулу) – «Солнце», Ehwaz (Эваз) – «лошадь», а Berkana (Беркана) – «березовая ветвь».

Для разделения слов вместо пробелов ставились знаки препинания: двоеточия, точки и кресты. Обычно руническое письмо велось слева направо, однако в ранних источниках можно встретить и более любопытный вариант – «бустрофедон». В нем направление письма меняется поочередно: если одна строка пишется слева направо, то другая должна идти справа налево, и так далее. При этом руны, написанные в обратном направлении, вдобавок имели зеркальное начертание. Удивительно, но тот же прием встречается не только у скандинавов, но и в южноаравийском, греческом и некоторых других письмах. Существуют даже кириллические надписи, сделанные похожим образом.

Скандинавские руны часто наносились на украшения и оружие, что должно было придать им магические свойства. Одним из древнейших памятников рунического письма считается костяной гребень воина, обнаруженный в болоте на датском острове Фюн. Нередко надписи высекались и на больших каменных плитах (рунических камнях) – обычно их оставляли викинги в честь своих побед или в память о павших товарищах. Больше всего таких камней найдено в Швеции, где они по праву считаются национальным достоянием. Самая богатая коллекция рунических камней также находится в шведском университете Уппсалы.

Происхождение скандинавских рун

Скандинавские руны

Значение и происхождение рун до сих пор остается тайной – количество гипотез, правдоподобных и не очень, велико, но однозначного ответа, откуда взялись руны, до сих пор нет. Исаак Тейлор считал, что руны это наследники греческого алфавита, а создатели рунического письма – племена готов. Другие ученые усматривают сходство таинственных знаков с греческой скорописью.

Греко-латинская версия происхождения рун не так популярна, как следующая, северноэтрусская, согласно которой, руны произошли от одного из алфавитов, принадлежавших северным этрускам. Еще одна любопытная версия происхождения – семитская – роднит рунический алфавит с лидийским и финикийским, в которых имеются точные аналоги некоторых рун, например, руны беркана. Значение и история создания рунического алфавита – тайна за семью замками. Рунологи стремятся раскрыть ее, но до сих пор не знают, служили ли руны связными между людьми и богами, либо просто задумывались как алфавит.

Существует, однако, и мистические версии происхождений рунического письма. Профессор Сигурд Агрелл из Лундского университета утверждал, что руна феу не первая, а последняя, замыкающий рунический знак алфавита. Сам рунический алфавит представлялся неким таинственным посланием. Научный мир теорию Агрелла отверг, однако, у профессора и его версии нашлись последователи, которые опубликовали ряд монографий.

Согласно скандинавскому мифу руны открылись Одину. Бог пронзил себя копьем и девять дней и ночей провисел, пригвожденным к Мировому древу. По истечению срока, Один, отказывавший себе все это время в еде и питье, утолил жажду шаманским медом и услышал руны. Первые были начертаны богом тут же, вместо чернил Один использовал собственную кровь, вместо писчего инструмента – копье. Так руны были начертаны на Мировом древе.

Существует 24 рунических знака, их называют старшими рунами. Рунические знаки разбиты на три рода, аттира.

Первая, руна феу , которую Агрелл считал последней, означает скот или имущество . Руна феу, однако, не является сугубо материальной, она связана и с душевными ценностями. Ее трактуют как руну благополучия, не омраченного самоудовлетворением.

Силы начала и разрушения

Руна Уруз

Уруз или Сила действует на физический и тонкий миры, в событийном плане, однако, сила это всеобъемлющего, объединяющего свойства. Уруз заключает в себе и женское, и мужское начала. Она является источником энергии, необходимой для великих свершений, любви и дружбы.

Руна Турисаз

Турисаз – могучий рунический знак, он обладает мощной, но тяжелой энергетикой. Турисаз наделяет энергией к размышлению, способствует медитативному настрою. Название рунического символа переводится как «шип» или «черт», так что острота, которая должна быть присуща живому, быстрому, все подмечающему уму, отличительная черта рунического знака.

Руна Райдо

Райдо или символ пути обладает силою воздействовать на событийный план. Райдо это знак гармонии и объединения. Руна райдо призвана облегчать путь идущим. Знак благоволит путешественникам, отвращая от них беды и превращая путешествие в действо захватывающее и увлекательное, ибо, как сказано, дорогу осилить идущий.

Руна Кано

Кано, знак воплощения, в одной версии переводящийся как «факел», в другой как «язва». Символ упоминается в трех рунических поэмах, в англосаксонской – это факел, который горит бледным, ярким пламенем, отмечая место, «где сидят князья». Кано используют для привлечения талантов, ибо знак сопутствует воплощению задуманного путем сосредоточения воли.

Руна Хагалаз

Руна хагалаз это знак разрушения, стихийных бедствий, природного буйства. Хагалаз способна разомкнуть «волшебный» событийный круг, который обладает весьма неприятным свойством – засасывать попавшего туда человека подобно водовороту. Руна хагалаз означает гибель и разрушение и имеет непосредственное отношение к германской богине Скади. Руна хагалаз – первая во втором роде футарка. Написание хагалаз напоминает латинское N.

Лед и солнце

Руна Наутиз

Наутиз или нужда символизирует усилие, которое после долгих попыток, вдруг увенчалось успехом. Наутиз может поддержать в трудные времена, однако, требует эмоциональной сдержанности. Удача обязательно придет, говорит десятая руна футарка, однако, чтобы добыть ее придется постараться.

Руна Иса

Руна иса просто – прямая вертикальная черта. Иса или лед способна влиять на событийный план и процессы, протекающие в человеческом теле. Руна иса может приостановить ход событий или какой-либо болезненный процесс. Иса так же связана с духовным состоянием человека. Руна иса может свидетельствовать о духовной зиме, которая наступает вследствие охлаждения отношений. Однако, руна эта может быть предвестником весны и скрытого развития.

Руна Йера

Йера или год, а так же урожай совершенно четко свидетельствует о завершении начатого и плодах деяний. Любопытно написание рунического знака, напоминающей две расходящиеся стрелы. Йера немного напоминает плуг, недвусмысленно указывая на связь с земледелием. Благоволит только законным делам и свершениям.

Руна Перт

Руна перт или колодец памяти, куда окунается каждый, кто хочет возродиться в новом качестве. Любопытно, перт – знак, значение которого наверняка неизвестно. Руна перт носит названия так же Чаши судьбы и некого Жребия. Перт воплощает тайные знания, законы мироздания. Руна перт так же способна сорвать покровы тайн и загадок и открыть на истину.

Руна Соулу

Соулу или солнце – символ целостности. Может значить некий итог. Шестнадцатый рунический знак футарка, соулу подталкивает человека к самоосознанию и самовыражению. Руна соулу обладает энергетикой дневного светила. Перевернутая руна соулу не несет в себе негативных значений – руна соулу однозначно свидетельствует о звездном часе, тепле и любви, пришедшим в жизнь.

Человек и бог

Руна Тейваз

Тейваз принадлежат 3 аттиру, тогда как руна соулу замыкает второй аттир. Тейваз или Тюр отождествляется с одноруким богом воинской доблести. Бог лишился руки в схватке с Мировым Волком. Тейваз – руна не только доблести и бесстрашия, она помогает в борьбе против собственных темных сил, заключенных в каждом из нас.

Руна Беркана

Беркана или береза, а то и березовая ветка – знак роста, как физического так и духовного. Беркана это движение и рост, ведущий к плодородию. Символ, способствующий возрождению и рождению нового начала.

Манназ

Манназ в переводе значит человек. Руна манназ непростая, знак символизирует «собственное Я» . Манназ – руна, которая призывает к уступчивости и скромности, так же сосредоточенности и умеренности в делах.

Руна Лагуз

Лагуз – руна замечательная. Лагуз или озеро прочно ассоциируется с ивою. Лагуз – вода скорее проточная, чем стоячая. Отвечает рунический знак за интуитивное восприятие мира и событийного потока. Руна эта представляет собой единицу, отраженную в зеркале.

Руна Ингуз

Ингуз – двадцать вторая руна футарка, ассоциирующаяся с богом плодородия , могущественным Ингви. Перевернутая ингуз значит то же, что и прямая – знак недвусмысленно заявляет о том, что пришло время счастливых перемен. Символ счастливого завершения – ромб – призывает к избавлению от старого, чтобы освободить место новому.

Кого возлюбят боги

Отал

Отал в переводе значит род. Написание отал указывает на расходящиеся пути. Руна отал символизирует избавление от старых привычек, отношений, которые изжили себя. Отал призывает к твердости воли, которая необходима, чтобы разорвать ненужные связи. Руна отал указывает на собственность, владеть которой можно лишь расставшись с чем-то. Руна отал – знак правильного, должного выбора.

Руна Феу

Рунический знак наследия не стоит путать с феу, первой руной футарка. Феу, посвященная богу и богине плодородия, означает не только имущество, но и пламя. Источником богатства в Северных странах служат прежде всего способности человека, самой главной из которых является способность оказывать посильную помощь окружающим.

Скандинавские народы, англосаксы и германцы твердо знали, что боги даруют удачу и везение тому, кто не только бесстрашен, смел и благороден, но и тому, кто не чуждается изнурительного труда. Помнили скандинавские народы и о бедах, которые способно принести богатство без любви и сострадания. Богатство, считали они, есть всего лишь удобство, которым делиться тот, кто оказался удачливее своих собратьев, ежели только желает он и дальше пользоваться милостью капризных богов.

Известны очень и очень давно. Руника скандинавов - это древнее письмо, в котором писали Волхвы, тот язык, на котором с вами говорим мы. Да, он немного видоизменен лингвистически, так как живые языки в любом случае видоизменяются. На нём говорили люди простые, а на руническом алфавите писали, изъяснялись, записывали формулы, шифровали сакральные священные тексты именно Волхвы или Жрецы. Именно они знали рунический алфавит и были посвящены в тайны рунической письменности.

Руны в наши дни

На сегодняшний день руны находят применение в гадании и при изготовлении оберегов. Основной материал, на котором высекаются руны – камень. Хотя используют и другие природные материалы.

Все чаще рунические символы появляются на теле людей в виде тату. Как Вы уже догадались, при нанесении себе на тело такого символа обязательно надо хорошо понимать его значение, так как магические свойства скандинавских рун крайне велики, а, значит, могут сильно изменить Вашу жизнь, при том не в лучшую сторону. Бытует мнение, что руны – это канал для связи с богами или далёкими предками.

Значение рун

Преимуществом скандинавских рун является то, что они имеют простое значение. Запомнить визуальные образы рун , а также их смысл без труда сможет любой заинтересованный человек.

Одно из главных правил при работе с рунами: исходная руна и эта же руна, но повёрнутая на 180 градусов по часовой стрелке, имеют различные значения. Исключением является случай, когда при повороте руна выглядит также, как и в исходном положении. В этом случае значение руны не меняется.

В исходном положении руна феу означает что-то новое. Примером нового могут являться знания, взаимовыгодные знакомства (с деловым партнёром, например), прирост прибыли. Главное то, что всё новое приходит в результате упорной, трудной работы, а не по случайности (везению).

Перевернув символ на 180 градусов, видим другую картину: олицетворение проблем, потерь, утрат. И опять же, для решения возникших трудностей придётся приложить немало усилий.

В исходном положении руна отождествляется с огнём, дикой страстью, эмоциональными порывами. Заметьте, чувства настолько возобладают над человеком, что он попадает в их плен и уже не может себя контролировать. Не бойтесь, ничего плохого здесь нет, так как чувства эти чисты и искренни, а не фальшивы.

Опять же, перевернув руну, получаем противоположность: моральную слабость, фобии, слабую силу воли, нежелание нести ответственность.Поиск людей, на которых ответственность можно было бы переложить.

В исходном положении руна означает силу, природную мощь, предрекает человеку защиту высших сил. Не забывайте, что если поддаться собственной лени и перестать делать дела, то везение быстро иссякнет, поэтому старайтесь полагаться в большей степени на себя.

В перевёрнутом состоянии значение руны практически идентично первоначальному, так как человек слабовосприимчив к информации, несомой данной скандинавской руной .

В нормальном положении этот символ один из самых позитивных. Он отождествляет собой радость, избавление от неприятностей, везение, благополучие. Это шанс, предоставляемый самой судьбой, чтобы человек мог самостоятельно изменить свою жизнь к лучшему.

Перевернутое положение руны не так радужно - она олицетворяет регресс, стагнацию, деградацию, «моральную заморозку». Перевёрнутое положение данной руны - признак нарушения устоявшегося уклада, резкого ухудшения дел.

На сегодняшний день формальное определение искомого понятия гласит, что скандинавские руны - это вид письменности, распространенный на территории Норвегии, Дании и Швеции в период с I по XII век нашей эры. При этом каждая скандинавская руна определяется как буква рунического алфавита (утхарка). Однако значение скандинавских рун многообразно, каждый символ обозначает не только конкретную букву, но также образ или даже совокупность образов. Именно поэтому зачастую толкование скандинавских рун представляет определенную сложность и некоторые надписи на рунических камнях и археологических артефактах, сделанные скандинавскими рунами, до сих пор не переведены.

Традиционно каждая скандинавская руна относится к тому или иному «атту» (так в старо-норвежском языке назывались «группы рун») или «эттиру» (это тоже самое понятие, но в транскрипции с исландского). Атты Фрейи, Хеймдаля и Тюра олицетворяют этапы эволюции человека и всех вещей во Вселенной, и расположение скандинавских рун в столь четком, продуманном порядке весьма любопытно. Строго говоря, это единственный в мире алфавит, в котором расположение «букв» имеет значение, едва ли не определяющее! Каждая скандинавская руна также занимает свойственную ей позицию в круговой структуре. Более подробно об этом можно прочесть в работах К. Медоуз, который говорит об аттах как о вторичных структурных элементах, указывая на то, что скандинавские руны исконно записывали именно по кругу.

Толкование скандинавских рун может быть основано на их названиях лишь в относительной степени, потому что все ныне известные наименования рун - реконструкции. Иными словами, сегодня мы не знаем, как исконно звучала та или иная скандинавская руна, абсолютно точно нам известны лишь формы, которыми руны записывались.

Скандинавская руна: образ, сохраненный в камне

Германский корень «ru», который встречается в готском и древненемецком (runa), древнеисландском (runar), древнескандинавском и англосаксонском (run) языках, переводится как «тайна». Очевидно, что значение скандинавских рун не может ограничиваться областью алфавитного применения. Древние народы Скандинавского полуострова и Северной Европы вкладывали в них глубокий, сакральный смысл, поэтому скандинавские руны и их значение для раннесредневекового мира трудно переоценить.


Значение скандинавских рун в их символическом аспекте лучше рассматривать на конкретных примерах. Возьмем руну «фегу» («fehu» на старо-норвежском), которую также называют F-руной. Традиционно эта скандинавская руна заключает в себе образ богатства, достатка. А теперь взглянем на ее уставное начертание: это символическое обозначение пасущейся коровы с загнутыми к небу рогами. К. Медоуз видит здесь ауроха, древнего скандинавского зубра, который был истреблен в Позднем Средневековье. Очевидно, что если человек владеет таким животным (вероятно, имеется ввиду целое стадо), то живет он в явном достатке. На этом примере можно попытаться представить себе истинное значение скандинавских рун для населения раннесредневековых Дании, Норвегии и Швеции. Действительно: это больше, чем просто буквы.

Но есть еще более любопытные скандинавские руны. И их значение в этом смысле может оказаться гораздо глубже нашего нынешнего представления о народах викингов. Например, скандинавская руна «яра» («jāra» на старо-норвежском), вероятно, происходит от исландского «ári», что значит «лето» в значении «год» (временной отрезок). Это руна урожая, она указывает на баланс сил в природе и человеке (идея микрокосма), символизирует смену дня и ночи, а также извечно противоборствующие начала. Это руна времени, и ее начертание чрезвычайно точно повторяет ключевую мысль символа. Нетрудно заметить, что «яра» в уставном начертании очень похожа на даосский Инь-Ян.

В сущности, значение скандинавских рун не столько разнопланово, сколько образно, и в этом заключается главная особенность любого рунического алфавита. Об этом написано много хороших книг, в частности, можно привести работы К. Медуоз и С. Некрасовой. Однако нужно понимать, что скандинавские руны и их значение - это не та область, по которой можно написать хороший учебник. Существует масса медитативных практик (о них вы можете прочесть на нашем сайте), которые позволяют понять и осмыслить руны на личном опыте. Эти практики действенны, но подходить к ним нужно с четким пониманием того, зачем вам это нужно.

Толкование скандинавских рун и вопрос о происхождении утхарка

Скандинавские руны и их значение для современной мировой культуры велико, и, к счастью, нам удалось сохранить этот пласт северной традиции в почти неизмененном виде. Сегодня нам известны готские, англосаксонские, мароманнические, мэнские, исландские, далекарлийские, хельсингские, гренландские, а также собственно скандинавские руны. Речь идет не только о локализованных явлениях, руны развивались с течением времени и их начертание менялось. Традиционными считаются так называемые Старшие Руны, которые исследовал, в частности, Гвидо фон Лист и многие другие рунологи XIX-XX веков.

Это очень важный момент: скандинавские руны и их значение - не статичное явление, в разные временные периоды датчане, шведы, норги, германцы использовали разные утхарки. В тоже время все руны Северной Европы имели единый рунический праалфавит, включающий в себя 24 символа (сегодня принято считать, чтобы была еще 25-ая руна, Руна Одина (или Руна Судьбы), но фактического подтверждения этому нет). Однако происхождение рун до сих пор остается спорным вопросом. Есть теория о том, что скандинавские руны (толкование рунических знаков в рамках подобных теорий становится явно второстепенной задачей) происходят от койне (вариация греческого письма), и как самостоятельный алфавит появились примерно в VI веке до нашей эры. Другие исследователи полагают, что руны появились во II веке до н.э., и являются «выходцами» из латыни. Есть также достаточно неоднозначные гипотезы о том, что общегерманские руны произошли от неких (полумифических) северо- или южносемитских алфавитов. Разумеется, ни одна из этих теорий не нашла подтверждения.

Зато Старшая Эдда и многие эддические песни и саги Позднего Средневековья достаточно четко и подробно отвечают на вопрос: откуда, собственно, взялись скандинавские руны. Эддический миф гласит, что всеотец Один пронзил себя собственным копьем (Гунгниром), провисел девять дней и девять ночей на Мировом Древе, и, таким образом, открыл «тайну тайн». Несколько веток упали с дерева и образовали на земле замысловатую рубленую фигуру, в которой Один увидел 24 сакральных образа. Так родились скандинавские руны, великий дар богов людям Мидгарда. Один, конечно, «открыл» руны не просто так, он предварительно испил из Источника Мудрости великана Мимира, отдав в залог свой правый глаз. Достойная жертва, но, как говорит сам Один на страницах Старшей Эдды, взамен он получил богатство несоизмеримо большее.

Руны

Руны - письменность древних германцев, употреблявшаяся с I-II по XII века н. э. в Дании, Швеции и Норвегии, X-XIII века в Исландии и Гренландии, а в провинции Даларна в Швеции вплоть до XIX века. После принятия христианства в странах Северной Европы была вытеснена латиницей.

Алфавит и термины

Древнескандинавское и англосаксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским runa, означающим «тайна», а также древненемецким runen (совр. raunen), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства.
Главной отличительной особенностью рунического алфавита является порядок букв, условно его называют футарк (правильнее fuþark) - по первым шести буквам. Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности. Алфавит делился на три рода (исландск. Ættir - Эттир, норв. Ætt - Атт), по 8 рун в каждом. В первый эттир входили руны f, u, þ, a, r, k, g, w. Во второй - h, n, i, j, é (ih-wh), p, R (z), s. В третий эттир входили руны t, b, e, m, l, ŋ, d, o
Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но вот их предположительные названия, восстановленные из названий рун в более поздних алфавитах:
Руна Название Перевод Транскрипция

Fehu «скот, имущество» f, v

Uruz «зубр» u

Þurisaz «шип, турс» þ

Ansuz «бог» a

Raidu «путь» r

Kauna «факел» k

Gebu «дар» g,γ

Wunju «радость» w

Hagalaz «град» h

Naudiz «нужда» n

Isaz «лёд» i

Jara «год, урожай» j

Iwaz «тис» é (ih-wh)

Perþu Значение не ясно p

Algiz «лось» -R (-z)

Или Sowilu «Солнце» s

Tiwaz «Тюр» t

Berkana «берёза» b

Ehwaz «лошадь» e

Mannaz «человек» m

Laguz «озеро» l

Iŋwaz «Ингви» ŋ

Dagaz «день» d,ð

Oþila «наследие» o

Направление письма - слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон. Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.

На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик, четырёхсегментные символы, трикветры, трискелионы, пентаграммы, спирали. Гораздо разнообразнее были символы на брактеатах: на них встречались также орнаменты из трёх и более точек, треугольники, кружки, T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги.

Рунические памятники

Всего было найдено около 5 000 рунических надписей, из которых 3 000 были найдены в Швеции. Наиболее древние памятники рунического письма были найдены в Дании, всего там было найдено около 500 рунических надписей. Около 600 рунических надписей были найдены в Норвегии, около 140 надписей были найдены на Британских островах, около 60 - в Гренландии, около 70 в Исландии. Несколько надписей было найдено в России, Латвии, Украине, Германии, Австрии. Рунические надписи были найдены также во Франции, Греции, Румынии, Турции, Нидерландах.

Одной из наиболее ранних рунических надписей считается надпись на костяном гребне, сохранившемся в болоте на датском острове Фюн. Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века. До недавнего времени полагалось, что руническое письмо появилось в III веке, однако недавние находки указывают на то, что руны использовались ещё в I веке н.э
Большое количество рунических надписей высечены на камнях, также известны брактеаты, представляющие из себя круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны. Известны несколько рунических рукописей - «Codex Runicus», «Fasti Danici», «Cotton Domitian», «Codex Salisburgensis, 140». Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе, а также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями. В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея. В Кенсингтоне в штате Миннесота (США) в 1898 году был найден рунический камень, однако вопрос о его подлинности остаётся открытым.

Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне - у древних германцев искусство резьбы по дереву было на высоком уровне. Рунические надписи были самого различного содержания: встречались различные магические надписи, и обращения к богам, но, по большей своей части, рунами писались различные мемориальные надписи. Ярким примером тому может послужить рунический камень из Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в VI веке, однако первые строки этой надписи гласят «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына», что может говорить о поминальном значении камня.

Некрологом служит и другой рунический камень из Норвегии. Он гласит: «Энгль воздвиг этот камень в память о своём сыне Торальде, который умер в Витахольме, между Устахольмом и Гардаром».

Другие рунические памятники восхваляли доблесть викингов, вернувшихся из путешествий. Вот типичная надпись на камне из города Эш под Стокгольмом: «Руны высечены по велению Рагнвальда. Он был в Греции во главе войска». Рунические камни, такие как камень из Хиллерсье (Швеция), говорят о исключительных правах женщин у германцев - праве женщины на владение собственностью. Рунами высекались имена владельца оружия, художника. Но известны и рунические надписи бытового характера. Большое количество рунических надписей представляют брактеаты, также были известны рунические календари.

Происхождение рун

Греко-латинская версия

По проблеме происхождения рун имеется большое количество гипотез. Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тэйлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Чёрного моря. Роль создателей Тэйлор приписывал готам, в ту эпоху якобы населявшим Россию, хотя на деле готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже. Ряд других учёных видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры.

Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н. э.. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун - I век. По предположению Отто фон Фризена руны были изобретены готами в II-III вв. н. э. на основе греческого и латинского алфавитов.

Бредсдорфф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке.

Северноэтрусская версия

Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.

Данную версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница.

Нетрадиционные версии

В 1930-1940-х гг. в Германии разрабатывалась теория Urrunen, согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошёл в том числе северносемитский алфавит, а, следственно, и все алфавитные письменности мира. Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. До сих пор доподлинно неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания, либо же руны изначально задумывались как письменность.

Сигурд Агрелл, шведский профессор Лундского университета в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он считал, что расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра. Эта теория не была принята в научном мире, но у неё нашёлся ряд последователей, таких как Томас Карлссон. Он опубликовал первые монографии по теории утарка после работ Агрелла. Другим известным последователем теории утарка является оккультист Кеннет Медоуз.

Мифологическая версия

Согласно скандинавской мифологии, руны открылись Одину, когда он, пронзённый собственным копьем, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом от его деда Бёльторна, он услышал руны и начертал первые из них копьем на Древе собственной кровью.

Ранние, общегерманские, или праскандинавские руны

Существовало несколько различных типов рун, наиболее ранним является ранний, общегерманский, или праскандинавский вариант. Он использовался в период с I по VII вв. н. э. и его иногда называют старшим футарком или старшими рунами. Всего известно порядка 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III-VIII вв. Большинство надписей состоит из единственного слова, обычно имени, что в дополнении к магическому использованию рун приводит к невозможности полноценно прочесть около трети надписей. Язык древнейших рунических надписей наиболее приближен к прагерманскому языку и архаичнее готского, самого раннего германского языка из зафиксированных в прочих письменных памятниках.

Готские руны

Также выделяют готские руны, являющиеся ранней разновидностью общегерманских. Они использовались в Восточной Европе в I - IV вв. н. э. Обычно к готским руническим надписям относят надпись на наконечнике копья из Ковеля (Украина), надпись на золотом кольце из Пьетроассы (Румыния), а также надпись на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия). Надпись гласит: raunijaz, то есть «испытывающий». Эту надпись считают самой ранней рунической надписью.

Англосаксонские руны

В связи с переселением ряда германских племён на Британские острова (англов, саксов, ютов) в их языке произошли фонетические изменения, был добавлен ряд новых гласных звуков, в результате чего общегерманский рунический алфавит стал непригоден. Так возник англосаксонский рунический алфавит. К VII веку были добавлены две новые руны - Ac, которая обозначала долгое ɑ: и Æsc, которая обозначала звук æ. Позже были добавлены руны Yr для y, Ior для дифтонга io, Ear для дифтонга ea, Cweorþ для q, Calk для k, Stan для звукосочетания st, Gar для тяжёлого g . Списки англосаксонского рунического алфавита сохранились в рукописях «Codex Salisburgensis, 140», «Cotton Domitian (Codex Cotton)», а также на «скрамасаксе», коротком мече, найденном в Темзе. Несколько старых рун изменили своё фонетическое значение: a стала обозначать звук o, z - x. Названия старых рун были сильно изменены, точнее, переведены на англосаксонский язык. Они стали следующими: Feoh, Ur, Þorn, Or, Rad, Cen, Gyfu, Wen, Hagl, Nyd, Is, Ger, Ih, Peorþ, Eohlx, Sigel, Tir, Beorc, Eh, Man, Lagu, Ing, Oeþel, Dæg.

Новые руны переводились следующим образом: Ac - «дуб», Æsc - «ясень», Yr - «лук (оружие)», Ior - «змей», Ear - «земля», Calc - «потир», Stan - «камень», Gar - «копьё». Значение руны Cweorþ неизвестно.

«Маркоманнические руны»

В трактате «De Inventione Litteraum», который сохранился в рукописях VIII и IX вв., найденных, главным образом, в Каролингской империи упоминается любопытная смесь общегерманских и англосаксонских рун, которая была названа «маркоманнические руны», хотя к самим маркоманнам не имеет никакого отношения и, вероятно, была создана чтобы сделать руны полностью эквивалентными латинскому алфавиту.

Северные, или скандинавские руны

К началу IX века в странах Скандинавии общегерманский рунический алфавит пошёл в другую сторону развития. В древнескандинавском языке также произошли некоторые изменения, обогатился звуковой ряд языка, поэтому общегерманские руны стали также недостаточно передавать звуковой состав языка, но, в отличие от англосаксонских рун, в скандинавских рунах количество знаков не увеличивалось, а уменьшалось. Были исключены руны g, w, ih-wh, p, z ŋ, d, o. Из англосаксонского рунического алфавита была добавлена руна Yr, таким образом, алфавит стал состоять из шестнадцати рунических знаков. Названия рун также сильно изменились: Fe, Ur, Þurs, Åss, Reið, Kaun, Hagall, Nauð, Iss, Ar, Sol, Tyr, Bjarkan, Maðr, Løgr. Что же до оставшихся праскандинавских знаков, то они каждая из них стала обозначать несколько похожих звуков: руна Ur стала обозначать звуки u, o, ø, w; þurs - þ,ð; Åss - å, ą, æ; Kaun - k, g, ŋ; Iss - i, e, ø, y; Ar - a, æ, e, ø; Tyr - t, d, nd; Bjarkan - p, b, mb. Обычно различают два типа скандинавских рун - датские и шведско-норвежские. Датские руны подверглись наименьшему изменению во внешнем виде, они использовались в IX-XI веках. У шведско-норвежских же рун была тенденция к графической минимализации знака, так, руны s и y сократились до одной черты. Шведско-норвежские руны использовались IX-X вв. Позже стал выделяться норвежский вариант, по начертаниям он приблизился к датскому. Скандинавские руны, а также все последующие, называют также Младшими рунами.

Хельсингские руны

Тенденция к сокращению написания знаков в шведско-норвежских рунах проявила себя в хельсингских рунах. Эти руны, хоть и использовались в Хельсингланде (Швеция), но, вероятно, были изобретены в районе озера Мелар. Надписи сдеанные хельсингскими рунами датируются XI веком.

Мэнские руны

Тенденция к сокращению сохранилась и в норвежских рунах. Так, в XI-XII вв. на острове Мэн использовался очень любопытный вариант норвежских рун, называемый мэнские руны. Его отличительной особенностью является отсутствие 16 руны, надписи, сделанные этим письмом разделяют на два типа: где четвёртая руна обозначала звук ą, и где обозначала o.

Пунктированные руны

Пунктированные руны возникли в XI веке в Дании и Норвегии. Они были созданы с целью усовершенствовать скандинавские руны, так как они, ввиду большого количества фонетических значений у каждой руны, не могли с точностью передавать написанное. Поэтому были добавлены знаки для c, d, g, o, p, v, ð, æ, ø, z. Стимулом к расширению алфавита послужил опыт англосаксонских рун. Своим названием пунктированные руны обязаны точкам, которые добавлялись к рунам при образовании ð из þ; p из b; y.

Исландские руны в начале XII века

Исландские руны можно считать развившимся вариантом пунктированных рун. Они использовались в Исландии в XII-XIV вв. В позднюю эпоху в исландских рунах стали резко изменяться формы отдельных рун.Появились «сокращённые формы рун» (Viktigste islandske særformer).

Гренландские руны

Гренландские руны также произошли от пунктированных, они использовались приблизительно в одно время с исландскими. Всего в Гренландии было найдено около 60 рунических надписей, 35 из них были найдены в Восточном Поселении, 20 в Западном поселении. Старейшая руническая надпись Гренландии отностися к XIV веку и была найдена в Нарсаке, к северо-западу от Юлианехоба.

Далекарлийские, или дальские руны

Далекарлийские, или дальские руны использовались в провинции Даларна (Швеция) с XV до XIX века. Они по своим начертаниям сильно приблизились к латинице, появились чисто латинские формы букв (Ä, Ö, Å, G). Этот вариант был последним используемым в качестве письменности и был окончательно вытеснен латиницей.

Влияние на другие письменности

Епископ Вульфила создал готскую письменность на основе греческого алфавитного ряда с использованием латинской и рунической письменностей. Из рунической письменности готский алфавит унаследовал названия букв, хотя они были немного изменены: asha, bairkan, giba, dags, aihvus, quairtha, iuja, hagl, thiuth, eis, kusma, lagus, manna, nauths, jer, urus, pairthra, raida, sauil, teiws, winja, faihu, iggwis, hwair, othal. К рунической письменности можно возвести готские буквы urus, othal. Также к рунической письменности восходит добавочная буква Þ в староанглийском и исландском алфавитах, основанных на латинице.

Рунические календари

Существовали также рунические календари, разновидности «вечного календаря». В Дании их называли римстоками (от rim - «календарь» и stok - «палка»), в Норвегии их называли проиставами (от prim - «золотое число»). Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов. Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние из найденных датируются XIV веком. Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма «Computus Runicus», копия рукописи 1328 года, в которой был полностью записан рунический календарь. На одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября (Nottleysa, «безночные дни», лето по скандинавскому календарю), на другой стороне, соответственно, числа с 14 октября по 13 апреля (Skammdegi, «короткие дни», зима по скандинавскому календарю). Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Также отмечались девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния. Каждое из девятнадцати чисел отмечалось руной, числовое значение определялось алфавитным порядком, а для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug обозначал 17, Tvimaður обозначал 18, Belgþor обозначал 19. Праздники обозначались специальными знаками. Эти знаки определялись, в основном, приметами, связанными с тем или иным праздником, так, 9 июня, День св. Колумбы обозначался изображением лосося, так как согласно примете в этот день начинался нерест лосося. 14 апреля, Первый день календарного лета, обозначался изображением цветущего куста. 11 ноября, День св. Мартина, обозначался изображением гуся, так как св. Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей. В более позднюю эпоху дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» - арабскими цифрами или другими числовыми знаками.