Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. Юпитер, марс, квирин и капитолийская триада Триада юпитер марс квирин и ее трактовки

Один из немногих самых древних богов Рима - Марс. Со временем он превратился из миролюбивого бога плодородия в воинственного бога Войны.

В мифологии считается, что Марс сопровождал воинов на войну, принимая от них дары в виде жертв. Во время битв он появлялся на поле в сопровождении богини Беллоны После выигранной войны, ему преподносили дар в виде жертвоприношения коня. Этот бог обладал некоторыми особенностями по сравнению с другими - например, он обладал 3 жизнями. Его почитали намного сильнее, чем других.

Стоит добавить ко всему сказанному то, что его наносили в виде символики на монеты, изделия, щиты и прочее, что имело место в быте. Между прочим, этот бог считается родоначальником Рима - нынешней столицы Италии. Были у него и сыновья - Ромул и Рем. Близнецов родила ему весталка Рея Сильвия.

Марс - в римской мифологии бог войны, древнейшее божество Италии и Рима, которое входило в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон - Юпитер, Марс и Квирин. В древности он считался богом плодородия и растительности, но постепенно приобрел воинственный характер.

Марс сопровождал идущих на войну воинов, принимал жертвенные дары пред битвой и появлялся на поле брани в сопровождении богини войны Беллоны. Символом Марса было копье, хранившееся в царском дворце - регин; там же хранились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а остальные были сто искусными копиями, призванными сбить с толку похитителей.

Полководец, отправляясь на войну, взывал к Марсу, приводя в движение развешанные во дворце щиты и копье. По окончании военных действий богу войны приносили в жертву коня из победившей на бегах квадриги.

Большой популярностью пользовался Марс в период Республики: его изображения чеканились на монетах, бога награждали эпитетами победитель, сражающийся, расширяющий империю, умиротворитель. В западных римских провинциях с образом Марса связывали главных богов территориальных и племенных общин. Именно поэтому некоторые исследователи предполагали, что ранние римские представления о Марсе как о верховном божестве продолжали жить в народных преданиях.

Богу войны Марсу в древнегреческой мифологии соответствует бог Арес. Но отличие от греческого Ареса, Марс почитался в Риме выше других богов, возможно потому, что, по легендам, его сыновья Рем и Ромул основали этот город.

Марс — древнеримский бог, считался одним из коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем протяжении Италийского п-ова, а позже - и в провинциях, где культ аналогичных туземных божеств слился с культом национального италийского бога. Раньше всего Марс был богом весны, на что указывают праздники его, падавшие на весну и особенно на месяц март, названный его именем. Были в честь Марса праздники и в другие теплые времена года, т. е. летом и осенью. Почитание Марса продолжалось, таким образом, целых 8 месяцев, которые, по своей важности сравнительно с коротким и бесполезным для поселянина зимним временем года, составляли в сущности год. Как представитель растительной силы природы Марс считался богом года, годового благоденствия. Отсюда понятна связь его с богиней Анной, которая дала голодным плебеям хлеба.

12 щитов Марса - символическое изображение 12 месяц года. Как божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами природы, Марс получает атрибуты бога войны. Он должен бороться с демонами зимы и с самого же рождения своего вооружается на борьбу. В связи с этим стоят щиты и военный характер религиозных движений салиев. Как раз во время 8 теплых месяцев, посвященных Марсу происходили военные действия, заканчивавшиеся в день последнего празднества.

Яростный и неукротимый бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города Рима — Ромула. Благодаря покровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседними племенами, а затем и над другими народами. У Марса было два прозвища — Марс Шествующий в бой и Марс Копьеносный. После смерти Ромула и его обожествления появился бог Квирин, в которого обратился Ромул, став таким образом двойником Марса.

Когда-то Марса боялись. Яркая красноватая звезда получила имя древнеримского бога войны, и считалось, что она приносит бедствия и страдания. В наше время всем известно, что Марс не ЗВЕЗДА, а одна из интереснейших планет СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. В 1877 г. у астрономов возникло предположение, что на Марсе есть или была разумная жизнь.

Условия для этого казались благоприятными. Правда, Марс меньше Земли и в 1,5 раза дальше от Солнца. Но его сутки всего на 37 минут длиннее. На Марсе, как и на Земле, сменяются времена года и летом на полюсах тают полярные льды. Есть и атмосфера, хотя более разреженная, чем на Земле, с меньшим количеством кислорода и водяных паров. Света и тепла Марс получает меньше, чем Земля, но всё же достаточно, чтобы могла развиваться жизнь. Но какая? Сейчас учёные полагают, что ничего, кроме мхов и лишайников, на Марсе существовать не может: слишком всё-таки там мало воды и тепла. И уж, конечно, никаких марсиан в наше время там нет. Но есть на Марсе много загадочного.

Например, «каналы» — пересекающие планету непонятные тёмные линии, некоторые шириной до 100 км. Вероятнее всего, это просто впадины и разломы в почве. Но может быть, это искусственные сооружения? К тому же они меняют свой цвет в разное время года,— значит, на Марсе есть растительность.

Ещё более удивительны спутники Марса — Фобос и Деймос. Они очень малы: их диаметры — 8 и 15 км. Они довольно близко расположены от планеты: Фобос — на расстоянии 9380 км. Оказалось, что они движутся вокруг Марса так, как двигались бы искусственные спутники. Вот почему некоторые учёные высказали предположение, что в далёкие времена на Марсе были условия для существования разумных существ, которые и создали эти спутники. А сейчас планета остывает, и жизнь на ней угасает. Куда же делись марсиане? Об этом можно только гадать, но не исключено, что они переселились на другие миры с помощью искусственных спутников Фобоса и Деймоса.

Всё это, конечно, лишь ГИПОТЕЗЫ. Опровергнуть их пока так же трудно, как и доказать. На Марс направлены мощные телескопы. Особенно удобно его изучать, когда наступает «великое противостояние». Это случается один раз в 15—17 лет. Последнее противостояние Марса было в 1956 г. следующее будет в 1971 г. Как знать, может быть, тогда учёные сумеют открыть что-то такое, что поможет решить марсианские загадки.

Источники: smexota.net, aforizmu.com, www.wikiznanie.ru, www.mifologija.ru, www.what-who.com

В отличие от древних греков, рано сформировавших и четко определивших свой пантеон, римляне в ранний период своей истории имели несложную иерархию, куда входила архаическая триада - Юпитер-Марс-Квирин, а также Янус и Веста. Янус как бог-покровитель всяческих «начал» стоял первым в списке, а Веста, покровительница Древнего Рима, его замыкала. Однако древние авторы упоминали целый ряд божеств - аборигенных или заимствованных у греков и этрусков, не сообщая нам ничего определенного ни об их иерархии, ни о функциях.Древние авторы иногда делали различие между di indigetes и divi novensiles, первые считались народными (patrii) божествами, вторые - пришедшими позже (Варрон. "О латинском языке", V, 74; Вергилий. «Георгики», I, 498). Наиболее ценное свидетельство мы находим у Тита Ливия в его описании devotio: рядом с именами четырех высших богов (Янус, Юпитер, Марс, Квирин) упоминаются Беллона и Лары (божества войны и земли), divi novensiles и di indigetes, и наконец боги маны и Теллус (§ 164).

Никак нельзя усомниться в древнем происхождении триады Юпитер-Марс-Квирин: иерархические обязанности трех старших флаинов нов наглядно отражали высоту положения тех богов, культ которых они утверждали. Юпитер- царь богов, небесный громовержец, священное начало и гарант правого суда, всеобщего плодородия и космического порядка; он, однако, не вмешивается в войны: это прерогатива Марса (Маворса, Мамерса) - бога-воителя всех италийских народов. В некоторых местах Марса почитали и как бога мирных занятий; это довольно распространенная в истории религий тенденция к божественному тоталитаризму: «имперская» нацеленность некоторых богов на расширение границ своей сферы действия. Более всех других богов этим отличался Квирин.Как мы уже видели (§ 165), фламин Квирина участвовал только в трех церемониях, тех, что посвящались земледелию. Этимология имени этого бога ведет к тому же корню, что у слова viri, и, следовательно, covirites - курия, собрание римских граждан. Этот бог взял себе третью функцию божественной индоевропейской триады; однако в Риме, как и везде, третья божественная функция - служение общине - претерпела отчетливое дробление, естественное в условиях растущего многообразия и динамизма общественной жизни.

Что касается богов Януса и Весты, их воссоединение с древней триадой, вероятно, продолжает индоевропейскую традицию. По свидетельству Варрона, Янусу принадлежат prima, начала, а Юпитеру - summa, высоты. Таким образом, Юпитер - rex, поскольку prima стоят ниже, чем summa: первые имеют приоритет во времени, вторые - в dignitas [достоинство].Место Януса в пространстве - входные двери и ворота. Он правит "началом года" - это его роль во временном цикле. И в историческом времени его место - в начале событий: он был первым царем Лациума и правителем во времена золотого века: тогда люди и боги жили вместе (Овидий. «Фаcты», I, 247-48).Его считают двуликим, bifrons: "любой вход - это два места, два состояния, то, откуда вышли, и то, куда вошли" (Dumezil, р. 337). Его древнее происхождение несомненно: и индо-иранцы и скандинавы также знали "первых богов".


Имя богини Весты восходит к индоевропейскому корню, обозначающему «горение», и священным очагом Рима был постоянный огонь ignis Vestae. Как показал Дюмезиль, тот факт, что все римские храмы были в основании четырехугольными, кроме святилища Весты - круглого - объясняется индийским учением о символизме Земли и Неба: при закладке храм должен ориентироваться по четырем сторонам света, но обитель Весты - это не храм, templum, а aedes sacra ,вся сила богини - на земле. У Весты не было никаких обличий, кроме единственного - огня ("Фасты", VI, 299) - еще одно доказательство ее древнего происхождения и связи с традицией: первоначально ни одно римское божество не имело конкретного воплощения.

В период господства этрусков прежняя триада Юпитер-Марс-Квирин сменилась другой, утвердившейся во времена Тарквиниев триадой Юпитер-Юнона-Минерва. Под латино-этрусским, а впрочем, и греческим влияниям у богов появилась внешность. Юпитер Оптимус Максимус - так будут впредь именовать Юпитера - предстает перед римлянами в образе греческого Зевса с некоторыми этрусскими черта ми. Новые герои - новые ритуалы. Например, обычай чествования сенатом полководца-победителя - триумф - разворачивается под знаком Юпитера; на время торжеств триумфатор как бы персонифицируется в верховное божество: увенчанный лавровым венком, в облачении богов, он медленно едет на колеснице.Несмотря на присутствие в его храме статуй других богов - Юноны и Минервы, верховный бог - он, Юпитер, и к нему обращены обеты или посвящения.

Ж. Дюмезиль обращает наше внимание на то, что "Юнона - самая главная римская богиня, она же - и самая загадочная" (стр. 299). Ее имя, Juno, производится от корня со значением "жизненная сила". У нее многочисленные функции; под ее эгидой проводятся некоторые праздники, связанные с женской плодовитостью (как и Луцину, ее призывают для родовспоможения), праздники начала лунного месяца, "рождения луны" и т. д. В Капитолии Юнону называли Региной: этот эпитет отражал устойчивую традицию, родившуюся во времена Республики. Короче говоря, Юнона ассоциировалась стрехсоставной ин доевропейской идеологией: священная власть, военная сила, плодородие. Ж. Дюмезиль усматривает сходство этой множественности с концепцией, общей для ведийской Индии и Ирана, - концепцией богини, совмещающей в себе и примиряющей все три функции, т. е. с общественным идеалом женщины.

Имя Минервы - покровительницы искусства и ремесел, вероятно, имеет италийское происхождение от индоевропейского корня men, первоначально обозначавшего все виды духовной деятельности. К римлянам имя Менрва (Минерва) пришло из Этрурии, где эта богиня была разновидностью греческой Афины-Паллады.

Капитолийская триада не продолжает ни одну римскую традицию. Только Юпитера можно считать индоевропейским наследием. Ассоциация Юноны с Минервой произошла у этрусков; в иерархии их пантеона тоже имелась божественная триада, которая, например - и кроме этого нам больше ничего о ней не известно, - освящала закладку храмов (ср.: Servius. Ad Aen., 1, 422).

В отличие от древних греков, рано сформировавших и четко определивших свой пантеон, римляне в ранний период своей истории имели несложную иерархию, куда входила архаическая триада - Юпитер-Марс-Квирин, а также Янус и Веста. Янус как бог-покровитель всяческих «начал» стоял первым в списке, а Веста, покровительница Древнего Рима, его замыкала. Однако древние авторы упоминали целый ряд божеств - аборигенных или заимствованных у греков и этрусков, не сообщая нам ничего определенного ни об их иерархии, ни о функциях. Древние авторы иногда делали различие между di indigetes и divi novensiles, первые считались народными (patrii) божествами, вторые - пришедшими позже (Варрон. "О латинском языке", V, 74; Вергилий. «Георгики», I, 498). Наиболее ценное свидетельство мы находим у Тита Ливия в его описании devotio: рядом с именами четырех высших богов (Янус, Юпитер, Марс, Квирин) упоминаются Беллона и Лары (божества войны и земли), divi novensiles и di indigetes, и наконец боги маны и Теллус (§ 164).

Никак нельзя усомниться в древнем происхождении триады Юпитер-Марс-Квирин: иерархические обязанности трех старших флаинов нов наглядно отражали высоту положения тех богов, культ которых они утверждали. Юпитер - царь богов, небесный громовержец, священное начало и гарант правого суда, всеобщего плодородия и космического порядка; он, однако, не вмешивается в войны: это прерогатива Марса (Маворса, Мамерса) - бога-воителя всех италийских народов. В некоторых местах Марса почитали и как бога мирных занятий; это довольно распространенная в истории религий тенденция к божественному тоталитаризму: «имперская» нацеленность некоторых богов на расширение границ своей сферы действия. Более всех других богов этим отличался Квирин. Как мы уже видели (§ 165), фламин Квирина участвовал только в трех церемониях, тех, что посвящались земледелию. Этимология имени этого бога ведет к тому же корню, что у слова viri, и, следовательно, covirites - курия, собрание римских граждан. Этот бог взял себе третью функцию божественной индоевропейской триады; однако в Риме, как и везде, третья божественная функция - служение общине - претерпела отчетливое дробление, естественное в условиях растущего многообразия и динамизма общественной жизни.

Что касается богов Януса и Весты, их воссоединение с древней триадой, вероятно, продолжает индоевропейскую традицию. По свидетельству Варрона, Янусу принадлежат prima, начала, а Юпитеру - summa, высоты. Таким образом, Юпитер - rex, поскольку prima стоят ниже, чем summa: первые имеют приоритет во времени, вторые - в dignitas [достоинство]. Место Януса в пространстве - входные двери и ворота. Он правит "началом года" - это его роль во временном цикле. И в историческом времени его место - в начале событий: он был первым царем Лациума и правителем во времена золотого века: тогда люди и боги жили вместе (Овидий. «Фаcты», I, 247-48). Его считают двуликим, bifrons: "любой вход - это два места, два состояния, то, откуда вышли, и то, куда вошли" (Dumezil, р. 337). Его древнее происхождение несомненно: и индо-иранцы и скандинавы также знали "первых богов".

Имя богини Весты восходит к индоевропейскому корню, обозначающему «горение», и священным очагом Рима был постоянный огонь ignis Vestae. Как показал Дюмезиль, тот факт, что все римские храмы были в основании четырехугольными, кроме святилища Весты - круглого - объясняется индийским учением о символизме Земли и Неба: при закладке храм должен ориентироваться по четырем сторонам света, но обитель Весты - это не храм, templum, а aedes sacra , вся сила богини - на земле. У Весты не было никаких обличий, кроме единственного - огня ("Фасты", VI, 299) - еще одно доказательство ее древнего происхождения и связи с традицией: первоначально ни одно римское божество не имело конкретного воплощения.

В период господства этрусков прежняя триада Юпитер-Марс-Квирин сменилась другой, утвердившейся во времена Тарквиниев триадой Юпитер-Юнона-Минерва. Под латино-этрусским, а впрочем, и греческим влияниям у богов появилась внешность. Юпитер Оптимус Максимус - так будут впредь именовать Юпитера - предстает перед римлянами в образе греческого Зевса с некоторыми этрусскими черта ми. Новые герои - новые ритуалы. Например, обычай чествования сенатом полководца-победителя - триумф - разворачивается под знаком Юпитера; на время торжеств триумфатор как бы персонифицируется в верховное божество: увенчанный лавровым венком, в облачении богов, он медленно едет на колеснице. Несмотря на присутствие в его храме статуй других богов - Юноны и Минервы, верховный бог - он, Юпитер, и к нему обращены обеты или посвящения.

Ж. Дюмезиль обращает наше внимание на то, что "Юнона - самая главная римская богиня, она же - и самая загадочная" (стр. 299). Ее имя, Juno, производится от корня со значением "жизненная сила". У нее многочисленные функции; под ее эгидой проводятся некоторые праздники, связанные с женской плодовитостью (как и Луцину, ее призывают для родовспоможения), праздники начала лунного месяца, "рождения луны" и т. д. В Капитолии Юнону называли Региной: этот эпитет отражал устойчивую традицию, родившуюся во времена Республики. Короче говоря, Юнона ассоциировалась стрехсоставной ин доевропейской идеологией: священная власть, военная сила, плодородие. Ж. Дюмезиль усматривает сходство этой множественности с концепцией, общей для ведийской Индии и Ирана, - концепцией богини, совмещающей в себе и примиряющей все три функции, т. е. с общественным идеалом женщины.

Имя Минервы - покровительницы искусства и ремесел, вероятно, имеет италийское происхождение от индоевропейского корня men, первоначально обозначавшего все виды духовной деятельности. К римлянам имя Менрва (Минерва) пришло из Этрурии, где эта богиня была разновидностью греческой Афины-Паллады.

Капитолийская триада не продолжает ни одну римскую традицию. Только Юпитера можно считать индоевропейским наследием. Ассоциация Юноны с Минервой произошла у этрусков; в иерархии их пантеона тоже имелась божественная триада, которая, например - и кроме этого нам больше ничего о ней не известно, - освящала закладку храмов (ср.: Servius. Ad Aen., 1, 422).

§ 167. Этруски: загадки и гипотезы

Отношения римлян и этрусков складывались с незапамятных времен, хотя трудно делать окончательные выводы о взаимоотношении культур этих двух народов. Нам неизвестен язык этрусков, но археологические свидетельств (захоронения, фрески, статуи, предметы обихода) убеждают нас в том, что это была высокоразвитая цивилизация. С другой стороны, историки античности не оставили нам таких подробных описаний их религии, культуры и истории, как в случае с фракийцами, кельтами или германцами. Более или менее серьезные данные о некоторых аспектах этрусской религии мы находим у латинских авторов лишь начиная с 1 в. до н. э., когда исконное наследие этрусков было существенно затемнено эллинистическими влияниями. Наконец, пока неясен вопрос даже о происхождении этрусков, что сказывается на корректности сравнительных выводов.

По сведениям Геродота (I, 94), этруски происходили от лидийцев, и действительно, азиатские корни этрусков подтверждают надписи, найденные на Лемносе. Однако дошедшие до нас формы культуры этрусков не отражают реалий, общепринятых в Азии. Несомненно лишь то, что действительно происходило слияние культур заморских завоевателей и более развитой цивилизации коренных жителей долин рек По и Тибра - этрусков, жителей государства Этрурии, - и что они стояли на более высокой, чем римляне, ступени развития. У них были мощный флот и обширные торговые связи, они знали способы выплавки железа и строили хорошо укрепленные города. В политическом отношении это была федерация городов-государств, в метрополии их было двенадцать. Население метрополии, кроме этрусков, включало умбрийцев, венетов, лигуров и другие италийские народы.

Контрольные вопросы

1. Понятие мифа. Мифологический хронотоп. Структура мифологического пространства.

2. Шаманский миф как источник мифа, эпоса и сказки.

3. Обряд инициации по этнографическим данным.

4. Отражение обряда инициации в шаманском мифе и волшебной сказке.

5. Герой шаманского мифа и его противник: эволюция образов.

6. Отличительные черты образа первопредка. Культурный герой и трикстер.

7. Смена типов мифологического мышления.

8. Четыре поколения эпических героев.

9. Мифологическая структура современного мышления.

10. Следы тотемических верований в египетской мифологии. Небесная корова.

11. Гелиопольская космогония и ее отражение в ритуале интронизации.

12. Ра и Гор. Змееборчество солнечных богов.

13. Образ Ока. Мифы об удалении Ока.

14. Эволюция образа Осириса.

15. Архаические мотивы в "Суде Гора с Сетом".

16. Загробные представления египтян. Роль и формы погребений.

17. Черты обряда инициации в ритуале хеб-сед и мифах о посмертном странст-вии души.

18. Религиозная реформа Эхнатона.

19. Следы культа Богини-Матери в греческой мифологии.

20. Мифологическая структура Олимпийской Семьи.

21. Бог преисподней в греческой мифологии.

22. Критский Зевс, его атрибуты и ипостаси.

23. Дионис-Загрей.

24. Аполлон как бог жизни и смерти. Дельфийский оракул.

25. Происхождение мифов о Геракле.

26. Архаические и раннегосударственные мотивы в сказаниях о Троянской войне и "Илиаде".

27. "Одиссея" и шаманский миф.

28. Земледельческие и малые божества римлян.

29. Триада Юпитер-Марс-Квирин и ее трактовки.

30. Верования римлян при республике. Цицерон о религии.

31. Культ Августа и его источники. Императорский культ в последующие века.

32. Верования римлян при Империи. Римские мистерии.

33. Ромул и Нума как ипостаси культурного героя.

34. Мифологические мотивы "Энеиды". "Энеида" как произведение эпохи Августа.

35. Скандинавский Один, его функции. Один и герой шаманского мифа.

36. Локи, структура его образа. "Перебранка Локи", ее место в "Эдде".

37. Миф о Бальдре и его значение.

38. Тор, его деяния. "Поездка Тора в Утгард" в сопоставлении с волшебной сказкой.

39. Особенности скандинавской эсхатологии.

40. Скандинавское понятие героизма на фоне эпоса других народов.

41. Сигурд и архаический герой.

42. Образ Гудрун, его место в мировой эпике.

43. Культ животных и зооморфные черты славянских языческих богов.

44. Славянские богини.

45. Дискуссия о сущности Рода. Солнечные боги.

46. Боги преисподней Ящер и Велес.

47. Боги воители Перун и Ярило. Владимиров пантеон.

48. Вопрос об архаичности русских былин. Святогор, Микула и его дочери.

49. Эволюция образа Ильи Муромца.

50. Раннегосударственное мышление и былины о Добрыне.

51. Место былины о Дюке в русской эпике.

52. Мифология Хараппы.

53. Веды, их состав. Ведический ритуал. Место Агни и Сомы в пантеоне.

54. Ведические боги: общая характеристика пантеона. Эволюция пантеона.

55. Ведический Индра.

56. Митра-Варуна, их место в пантеоне. Варуна в сопоставлении с Индрой.

57. Поздние гимны Ригведы.

58. Эволюция образа Вишну.

59. Аватары Вишну. Культ Кришны. Концепция "бхакти".

60. От ведического Рудры к индуистскому Шиве. Особенности культа Шивы.

61. Шактизм, его связь с культом Богини-Матери. Тантра.

63. "Махабхарата": от героического эпоса к философско-дидактическому.


МАРС (Mars), Ма ворс, Ма рспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март - первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам , обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану , Марсу приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя - регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог - хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23). В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус ; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий - от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга - народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955.

Е .М . Штаерман

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 119-120.