Бог Юпитер – это самое грозное божество римлян. Бог Юпитер – это самое грозное божество римлян Юпитер бог войны

Юпитер

Статуя Юпитера Тонанса. Национальный музей Прадо , IV в н. э.
бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян
Мифология древнеримская религия
Пол мужской
Отец Сатурн
Братья и сёстры Юнона
Супруга Юнона
Дети Вулкан , Диана , Геркулес [d] , Бахус [d] , Прозерпина , Ювента , Марс , Беллона , Минерва , Аполлон [d] , Иарбант и Меркурий
В иных культурах Зевс , Перун и Тор
Иллюстрации на Викискладе

Этимология

Многообразие бога Юпитера

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты нескольких местных италийских богов.

  • Юпитер Тонанс (Iuppiter Tonans ) (гремящий) посылал дождь , гром ;
  • Юпитер Фульгур (Iuppiter Fulgur ) (молнийный, блещущий) посылал молнии ;
  • В римском государственном культе Юпитер именовался «Оптимус Максимус Сотер» (Optimus Maximus Soter ) («Лучший, Величайший, Спаситель»);
  • Юпитер Виктор (Iuppiter Victor ) даровал победу;
  • Юпитер Лациарис (Iuppiter Latiaris ) был богом союза латинских племён;
  • Перед посевом приносились жертвы (обряд назывался совершением трапезы - daps ) Юпитеру Дапалису (Iuppiter Dapalis ), он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда - виналии , он считался гарантом верности клятве;
  • Юпитер Терминус (Iuppiter Terminus ) был хранителем границ;
  • Юпитер Либертас (Iuppiter Libertas ) был защитником свободы;
  • Юпитер Феретриус (Iuppiter Feretrius ) был богом войны и победы, с ним был связан обычай триумфа , когда победоносный полководец отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру жертву из взятой на войне добычи и сложить к ногам его статуи свой лавровый венок .

Мифологические истоки

Юпитер. Мраморная статуя I века.

Юпитер восходит к существовавшей в мифологии индоевропейцев концепции верховного бога-громовержца Диэуса . Так, в древнегерманской мифологии Юпитеру соответствует бог Тор . У ряда индоевропейских народов имя верховного божества связано с четвергом. По-латински четверг - Jovis dies (день Юпитера, отсюда фр. jeudi , итал. giovedi , исп. jueves , кат. dijous и т. д.), по-немецки - Donnerstag, по-английски - Thursday (от имени Тора или Доннера).

Юпитер как верховное божество

Изначально жители Италии почитали Юпитера как бога небесного света. [ ] Ему посвящены сутки полной Луны (иды), когда небесные светила озаряют землю и днем и ночью. В эти дни Юпитеру приносились жертвы на вершинах гор и холмов. На римском Капитолии ему жертвовали белую овцу на северной вершине холма. Итальянцы, в частности римляне, верили, что все, что происходит на небе, происходит по воле Юпитера. Особое внимание они обращали на молнии и дожди. Молнии расценивались как знаки этого бога, поэтому места их попадания в землю становились священными. Дождями Юпитер оплодотворял землю, благодаря чему она производила растения. Особенно почитали Юпитера виноградари; 19 августа устраивались праздники по случаю начала сбора винограда, а 11 октября отмечали окончание этих работ. Когда римляне перешли от десятидневной недели к семидневной, Юпитеру посвящался четверг. От этого бога зависели порядок в мире, смена времен года, месяцев, ночи и дня. С неба Юпитер все видел и ни одно преступление не могло остаться безнаказанным. Клятва именем Юпитера не могла быть нарушена под страхом божественной кары.

Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров , посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства , его власти и мощи. Его главный храм находился на холме Капитолий в центре Рима, поэтому Юпитера дополнительно называли Юпитером Капитолийским. Этот храм был религиозным центром всего государства. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы.

Считалось, что именно Юпитер защищает римские законы и государство, являясь небесным правителем Рима. В эпоху Римской империи Юпитер стал покровителем власти императоров . Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов , первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.

Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии , Малой Азии и т. д. (например, Юпитер-Таранис у кельтов)

Изображение храма Юпитера Капитолийского отчеканено на денарии 75 года до н. э. при M. Volteius

Персонаж мифологии Древнего Рима, верховный бог неба, отец богов, покровитель грозы и дневного света.

История персонажа

Имя Юпитер («Iupiter») произошло от архаического латинского «Iovis pater», которое в свою очередь восходит к праиндоевропейскому наименованию бога-отца «Dyeus phter». К тому же теониму восходят и имена других верховных богов и богов дневного света в религиях индоевропейских народов - греческого , древнеиндийского Дьяуса и т.д.

Юпитер вобрал в себя черты ряда других италийских богов, а заодно присвоил их сферы влияния. Этому богу приписывалось множество функций и, соответственно, давались разные эпитеты. Юпитер «Гремящий» насылал дождь с громом, «Блещущий» кидал молнии, к Юпитеру «Виктору» обращались за победой в войне. Римский полководец, разгромив армию противника, шел на Капитолийский холм в храм Юпитера и там приносил богу жертву из добычи, взятой в бою.

Этот бог также считался поборником свободы, покровителем земледелия и виноградарства, хранителем границ. Юпитер гарантировал, что давшие клятву будут ей верны, покровительствовал союзу племен.

Мифология


Древние римляне все происходящее на небе расценивали как проявление воли Юпитера. Молния считалась атрибутом этого бога. Места, где молнии ударяли в землю, становились для древних римлян священными. Другими символами Юпитера были орел и скипетр.

Когда шел дождь, считалось, что это Юпитер оплодотворяет землю, и только по милости этого бога земля способна производить растения. Считалось, что Юпитер видит с неба все, что происходит внизу на земле, поэтому всякий преступник непременно будет наказан. Человека, который поклялся именем Юпитера и не сдержал клятвы, тоже ждала божественная кара. Юпитер заведовал сменой сезонов, сменой дня и ночи и всем мировым порядком.

Согласно мифам, Юпитер был верховным божеством и при себе держал совет, в который входили двенадцать богов. «Представителями» Юпитера на земле были жрецы-авгуры, через которых верховный бог вмешивался в земные дела. Узнать волю Юпитера можно было по знакам, которые тот посылал.

Семья

Юпитер - сын древнего бога земледелия Сатурна, который пожирал собственных детей, рожденных от него богиней плодородия Опой. Юпитер родился третьим и сверг отца с престола. Братья и сестры Юпитера - бог подземного царства и смерти Плутон, бог морей и потоков , богиня урожая и плодородия Церера, покровительница жертвенного огня Веста, а также богиня брака и материнства , которая стала женой Юпитера. В мифологии Древней Греции Юпитеру соответствует Зевс, а Юноне - супруга громовержца .


Дети Юпитера - бог войны , бог огня и покровитель кузнецов Вулкан, богиня охоты, животного и растительного мира , бог торговли и богатства , покровитель искусств и врачевания Феб. Считалось, что Вулкан выковал отцу молнии. Юпитер же однажды в приступе ярости сбросил сына с Олимпа, и с тех пор Вулкан охромел на обе ноги.

У Юпитера было множество любовниц. Алкмена, дочь микенского царя, родила от бога героя (в греческой версии мифа - Геракла). Сын Юпитера Меркурий родился от горной нимфы Майи, которая стала женой бога Вулкана. Титанида Латона родила Юпитеру сына Феба и дочь Диану. Среди греческих мифов есть также один о том, как Зевс (греческий аналог Юпитера), превратившись в быка, похитил Европу, дочь финикийского царя. От связи с Зевсом-Юпитером у Европы родились три сына, один из которых, стал легендарным царем Крита.

  • В римском календаре дни полнолуния, которые выпадали на середину месяца, носили название «иды» и посвящались Юпитеру. В эти дни римляне приносили Юпитеру жертвы на вершинах холмов и гор. На северной вершине Капитолийского холма в Риме в жертву Юпитеру закалывали белую овцу.
  • На Капитолии, центральном холме Древнего Рима, стоял храм Юпитера, где царь богов почитался вместе со своей супругой Юноной и богиней мудрости Минервой. Вместе эти три божества составляли Капитолийскую триаду - тройку важнейших римских богов.

  • Аналог Юпитера в мифологии древних германцев - бог грома и бури , старший сын Одина.
  • В Государственном Эрмитаже в Петербурге хранится древнеримская статуя Юпитера из мрамора и бронзированного гипса, которую датируют концом I века. Образ верховного бога римлян не раз вдохновлял художников. Изображение грозного Юпитера и коленопреклоненной богини присутствует на полотне французского художника Жана Энгра «Jupiter et Thétis» 1811 года.

  • У отдельных богов в Древнем Риме были собственные жрецы - фламины. Фламин Юпитера считался старшим среди них и избирался непременно из патрицианского рода. Выбранный фламином человек оставался в этой должности пожизненно. Фламин Юпитера должен был придерживаться массы правил и табу, которые в наше время кажутся странными. Например, спать этому жрецу можно было только на кровати, ножка которой испачкана грязью. Нельзя было ездить верхом, прикасаться к плющу, сырому мясу и живому козлу, выходить на улицу с непокрытой головой. Фламины носили специальную шапочку из коры оливкового дерева, которую больше никто не имел права надевать.

Изучая мифологию Римской империи, легко было запутаться среди имен и родственных связей многочисленных божеств. Ситуация осложнилась, когда римляне, завоевав очередную территорию, прибавляли к собственному пантеону божеств, которым поклонялся покоренный народ. Новым богам часто давали и становилось трудно разобраться, кто из них кто. К примеру, верховные греческий и Зевс и Юпитер в мифологии отождествляются, однако у них разное происхождение и сферы влияния.

Пантеон богов в Римской империи

Войска римлян завоевали много стран, в том числе и Грецию. Но в отличие от других народов, греки смогли завоевать своих захватчиков на культурном уровне. В первую очередь эллинистическому влиянию подверглась религия римлян.

Со временем греческие божества были объединены с римскими и переименованы. Так, Зевс-громовержец стал верховным богом римлян по имени Юпитер.

Древняя мифология содержит упоминания, что с развитием культа этого божества ему приписывались все новые и новые «обязанности». Как и у греков, у римлян супругой Юпитера была его родная сестра - богиня материнства и супружества Юнона (Гера). От этого брака родились (отец основателей Рима близнецов Ромула и Рема) и Вулкан (Гефест).

У Юпитера были (Аид), Нептун (Посейдон) и сестры-богини Цецера (Деметра, родила ему дочь Прозерпину), Веста (Гестия). Несмотря на равное происхождение, эти боги подчинялись Юпитеру. Также существовала целая масса других более мелких божеств вроде камен (музы), граций (хариты), фавнов и других.

Верховное божество древних греков - Зевс

В греческой мифологии верховным божеством был Зевс-громовержец.

Его отцом был могущественный титан Кронос и его родная сестра Рея. Титан боялся, что один из отпрысков свергнет его с престола. Поэтому, как только Рея рожала ему дитя - он проглатывал его. Однако третий его был спасен матерью, и когда подрос, восстал против отца, спас ранее проглоченных им братьев и сестер. Объединившись с киклопами, гекатонхейрами и некоторыми титанами, дети Кроноса свергли отца и его сторонников, взяв власть над миром в свои руки.

Поначалу Зевс намеревался сам править всем, однако спасенные им старшие братья Посейдон и Аид тоже имели право на власть. Тогда с помощью жребия братья-боги разделили между собою сферы влияния: Посейдон получил моря и океаны, Аид - подземный мир, а Зевс - небо и землю. Хотя сыновья Кроноса были равны, но Зевс все равно почитался верховным божеством, хотя против него иногда восставали.

Несмотря на то что Зевс был сильнейшим среди богов, он не был всеведущим и всемогущим. Как и люди, он зависел от судьбы, был ее хранителем и исполнителем, но не властелином. Зевс почитался греками самым сильным и благородным из богов. Обычно он изображался как гордый мускулистый бородатый мужчина. Неотъемлемым атрибутом этого божества были молнии, а символами - орел и дуб.

Принято считать, что ранее Зевс был также почитаем в Индии под именем Дьяуса, а позже был «позаимствован» греками. Поначалу Зевс считался богом погоды и небесных явлений и совершенно не был похож на человека. Однако с развитием мифологии он стал более походить на человека, и ему стали приписывать типичные человеческие черты характера, поступки, а также родословную.

Римская мифология: Юпитер

Культ царя богов и людей Древнего Рима Юпитера существовал еще у латинян.

Считается, что изначально это был культ бога этрусков Тин. Позже его переименовали в Юпитера. К сожалению, практически не сохранилось информации о его культе на заре Римской империи, однако достоверно известно, что у этого божества не было родителей. С развитием империи развивалась и ее культура и мифология. Юпитер начал отождествляться с греческим Зевсом, и по аналогии ему создали родословную: отец - бог земледелия Сатурн, которого он сверг, а мать - богиня жатвы Опа.

Круг обязанностей у Юпитера был значительно шире, нежели у Зевса. Он не только заведовал погодой и правил всеми существами в мире, но и был богом войны, дарующим победу. Римляне полагали, что являются «любимчиками» Юпитера, поэтому им удается завоевывать все больше земель. Культ Юпитера был невероятно распространен в Риме, ему строились храмы и приносились щедрые жертвы. Также в начале осени каждый год устраивались грандиозные празднества, посвященные этому божеству.

После прихода христианства в Римской империи культ Юпитера, как и прочих богов, был упразднен. Однако еще долгое время римляне тайно почитали это божество.

С появлением так называемой «народной религии», когда христианство стало подстраивать под себя языческие верования и обряды, Юпитер стал отождествляться с Ильей-пророком.

Отличия римского и греческого верховных божеств

Многое позаимствовала из греческой римская мифология. Юпитер, между тем, хотя и отождествлялся с Зевсом, отличался от него.

В первую очередь он более строгим и серьезным богом. Так, к примеру, Зевс часто любил отлынивать от своих обязанностей, а о его любовных похождениях гласит чуть ли не большинство греческих мифов. Юпитер же, хотя тоже был не прочь поразвлечься с красивой богиней или женщиной, не уделял этому столько времени. Вместо этого Юпитер был увлечен войной. В сферу влияния верховного божества входили обязанности, которые у греков выполняли боги войны Афина Паллада и Арес.

Если у греков Зевс управлял молниями и громом, то у римлян Юпитер был также божеством обоих небесных светил. Кроме того, Юпитер считался богом урожая, особенно благосклонным к виноградарям.

Мифология: Юпитер и Венера - любимые божества римлян

Если Юпитер был любимым богом римлян и их главным покровителем, то Венера - любимой богиней.

Как и большинство исконно римских божеств, Венера поначалу была не человеком, а явлением природы - богиней наступающей весны. Однако постепенно она превратилась в покровительницу красоты и любви. Венера была дочерью Цела - божества неба. В греческой же мифологии Афродита была дочерью верховного божества Зевса и богини дождя Дионы.

Римляне считали Венеру матерью Энея, потомки которого основали Рим. Особое развитие культ этой богини приобрел при который называл богиню прародительницей рода Юлиев.

Прошло много веков с тех пор, как был упразднен культ римских и греческих богов. Сегодня для большинства всего лишь интересная сказка древние божества и мифология. Юпитер, Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран и Плутон сегодня ассоциируются с названными в их честь планетами солнечной системы. А в свое время они были почитаемыми целыми народами могучими божествами.

Культ Юпитера, отца богов, главы всего римского пантеона, прошел в своем развитии долгий и интересный путь. В позднейшие времена мы находим Юпитера отождествленным с греческим Зевсом, но сам его культ, конечно, намного старше греческих заимствований. Можно сказать, что культ Юпитера развивался с трех разных сторон и впоследствии слился в образ могущественнейшего из всех богов.

Юпитер, безусловно, почитался с незапамятных времен как бог молнии и света. Одно из свидетельств тому - посвящение Юпитеру всех полнолуний, или, как их называли в Риме, ид: времени, когда светло даже ночью. В иды, как свидетельствуют античные историки, освящали храмы Юпитера, в иды же приносили Юпитеру в жертву белую овцу - белый цвет считался особенно угодным богу. Другим жертвенным животным Юпитера был белый бык, которого консулы приводили к алтарю на Капитолии в день вступления в должность новых магистратов. Отсюда, возможно, пошла известная поговорка: «Что положено Юпитеру, не положено быку». Другой вариант ее происхождения - отсылка к греческому мифу о похищении прекрасной Европы Зевсом-Юпитером, принявшим облик этого животного.

Олицетворяя всю небесную стихию, Юпитер считался также повелителем туч, оттого в засуху крестьяне молились ему о даровании дождя. Заранее прося у бога дать достаточно влаги для посевов, земледельцы приносили ему дары и перед началом полевых работ. Особо чтили Юпитера виноградари, освящавшие в его честь начало сбора урожая. Однако бог неба проявлял себя не только с благой стороны: он посылал на землю грозы и молнии, с которыми у римлян связано огромное число суеверий. Так, например, человек, выживший после удара молнии, приобретал славу божественного избранника.

Первый храм в Риме, по преданию, был заложен Ромулом, основателем города, после победы над городом Ценина и посвящен Юпитеру Феретрию. Имя это возводили либо к слову ferire - «бить», либо к feretrum - так назывался помост, на который складывали снятые с павших врагов доспехи, часто впоследствии жертвуемые божеству, покровительствовавшему стороне победителей. Чести принести такую жертву удостаивался лишь предводитель войска: так и Ромул принес к священному дубу на месте будущего храма Юпитера доспехи убитого им ценинского вождя Акрона.

Юпитер и Фетида. Художник О. Энгр

Феретрий - древняя ипостась Юпитера, свидетельствующая о том, что он почитался как покровитель военных вождей. Оттого особой формой дани Юпитеру у римских полководцев был триумф - торжественный въезд в город военачальника после успешной кампании, где он представал в образе самого бога, даровавшего войску победу. Триумфатор въезжал в Рим на золотой колеснице, облаченный, как статуя Юпитера Капитолийского: в тунику, расшитую пальмовыми ветвями, и пурпурную с золотом тогу; лицо триумфатора разрисовывали красной краской, чтобы оно больше напоминало выкрашенное киноварью терракотовое изваяние бога. В руке он сжимал скипетр из слоновой кости, увенчанный фигурой орла, а для еще большего сходства со статуей специальный раб, стоявший за спиной, держал над его головой золотой венок.

С триумфатором в город входили пленники, захваченные на войне, и вносилась дорогая добыча. За ним ехали военачальники и шли солдаты победоносной армии. Вся эта процессия проходила по городу к храму Юпитера, там совершалось благодарственное жертвоприношение, и триумфатор оставлял у ног статуи лавровый венок, которым был увенчан как победитель, тем самым разделяя с Юпитером свой военный успех. Стать живым воплощением великого бога триумфатор мог только на время своего триумфа, и чтобы он не забывал, что на самом деле остается лишь обычным человеком, по преданию, раб, несший за ним золотой венок, нашептывал ему на ухо: «Memento mori», что в данном случае можно перевести как «Помни, что ты смертен».

В храме Юпитера Феретрия хранилась и древнейшая реликвия - священный камень Юпитера, бывший его олицетворением до тех времен, когда богам начали ставить статуи. Камень это был, видимо, кремнем для высекания искры, потому что действие это по виду немного напоминало вспышку молнии.

Интересным образом характеризует Юпитера и фигура его жреца, flamen Dialis. Принято считать, что эту должность учредил царь Нума Помпилий, а до него функцию главного жреца Юпитера исполняли сами цари. На жреца Юпитера ложилась масса различных сакральных ограничений. Так, например, он не должен был прикасаться к покойнику и вообще ко всему, что относилось к культу мертвых: бобам, собаке, козе, и даже само слово «бобы» он не имел права произносить. Это оттого, что в древности люди полагали, будто бы царь-жрец обладал особой магической силой, обеспечивающей благоденствие всей общины, и боялись, как бы он не осквернил эту силу прикосновением к нечистому.

Точно так же опасались ограничить, связать его магическую силу, поэтому жрецу Юпитера запрещалось носить кольца и узлы на одежде, а также принимать в своем доме человека в оковах: последнего тут же расковывали, а оковы выбрасывали.

Во многих ранних культурах есть следы таких, странных на первый взгляд, табу: они окружали вождей, наделенных как военной, так и сакральной властью. Это вполне убедительно свидетельствует, что в древнейшие времена жрецами Юпитера были предводители общин, а значит, и сам Юпитер считался покровителем верховной власти.

По мере роста римского могущества культ Юпитера Всеблагого стал олицетворением величия государства, которым римляне необычайно гордились и ставили превыше всего. В честь Юпитера устраивались приуроченные к идам осени великолепные Римские, Капитолийские и Плебейские игры с конными и атлетическими состязаниями, а самой грозной и нерушимой клятвой как в частной, так и в общественной жизни римлян стала считаться клятва Юпитером.

Триумф Тита. Художник Л. Альма-Тадема

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

ЗЕВС (ЮПИТЕР) Интересна предыстория этого верховного бога. Он вовсе не существовал с начала времен, а сам захватил высшую власть.По одному из вариантов греческих мифов творения, первоначально из первозданного Хаоса возникла Гея-Земля. Она породила сына Урана, владыку

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Юпитер Культ Юпитера, отца богов, главы всего римского пантеона, прошел в своем развитии долгий и интересный путь. В позднейшие времена мы находим Юпитера отождествленным с греческим Зевсом, но сам его культ, конечно, намного старше греческих заимствований. Можно сказать,

Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора

Юпитер показан в Стрельце Апокалипсис говорит «Я взглянул, и вот, КОНЬ БЕЛЫЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ ЛУК, И ДАН БЫЛ ЕМУ ВЕНЕЦ; И ВЫШЕЛ ОН КАК ПОБЕДОНОСНЫЙ, И ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ» (Ап. 6:2).По-видимому, здесь описана яркая планета-конь, на которой восседает всадник-созвездие с

Из книги Божественная комедия накануне конца света автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Зодиак Данте: Меркурий, Марс и Юпитер находились рядом с Луной и Солнцем, то есть вблизи Овна Находясь на круге-сфере Луны, Данте говорит следующее:«Так, возвращая светам этих дуг честь и позор влияний, может статься, он в долю правды направлял бы ЛУК. Поняв его превратно,

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4.4.6. Юпитер в основном гороскопе рис.4.35Изображения Юпитера в основном гороскопе на египетских зодиаках представлены на рис.4.35.Рис.4.35 разбит на клетки, каждая из которых соответствует одному зодиаку. Условное обозначение этого зодиака проставлено в этой клетке в кружке.

автора Носовский Глеб Владимирович

3.2.6. Юпитер (или Марс) показан в Раке в невидимом положении Как уже говорилось выше, среди планетных изображений на Зодиаке Понтифексов имеется ОРЕЛ, см. рис. 3.22. Он показан с могучим клювом и когтистыми лапами. В «античной» мифологии Орел считается символом Юпитера (Зевса).

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

3.2.7. Марс (или Юпитер) показан в Скорпионе в видимом положении Переходим теперь к узкому прямоугольнику, расположенному под центральным ярко-красным квадратом на зодиаке «ZP», см. рис. 3.30. В нем изображен Лев с высунутым языком, яростно бросающийся на созвездие Скорпиона.

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

4.2.3. Юпитер в Овне Планета Юпитер соответствует «древне»-греческому верховному богу Зевсу. Посмотрим - где упомянут Зевс в подвигах Геракла. При этом, надо иметь в виду, что Зевс считается в мифах отцом Геракла и постоянно следит и заботится о нем. Поэтому мы будем искать в

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

5.10. Юпитер в Стрельце Апокалипсис говорит: «Я взглянул, и вот: КОНЬ БЕЛЫЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ ЛУК, И ДАН БЫЛ ЕМУ ВЕНЕЦ; И ВЫШЕЛ ОН КАК ПОБЕДОНОСНЫЙ, И ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ» (Ап. 6:1–2).По-видимому, здесь описана яркая планета-конь, на которой восседает всадник-созвездие с луком.

Из книги Крупнейшее поражение Жукова [Катастрофа Красной Армии в операции "Марс" 1942 г.] автора Гланц Дэвид М

Контрнаступление богов: истоки операций «Марс», «Уран», «Сатурн» и «Юпитер» Полевой штаб 6-й армии, окрестности Калача, 15 сентября 1942 годаГенерал-полковник Фридрих Паулюс, рослый, осанистый, но измотанный командующий немецкой 6-й армией, только что получил донесение из

Из книги Мифы кельтских народов автора Широкова Надежда Сергеевна

Юпитер - Таранис В свидетельстве Цезаря следующим по значимости после Марса галльским богом назван Юпитер. Обозначенные Цезарем функции галльского Юпитера («Юпитер царит на небесах») указывают на то, что Цезарь имел в виду великого индоевропейского бога неба.

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5.2.7. ЮПИТЕР Осталось найти Юпитер. Напомним, что в древней астрономии было семь планет: Солнце, Луна, Венера, Юпитер, Марс, Сатурн и Меркурий. Шесть из них мы уже нашли.На следующем 53-м листе ковра в верхней кайме мы видим две большие обнаженные человеческие фигуры, рис. 1.83.

Из книги Мотоциклы. Историческая серия ТМ, 1999 автора Дмитриев Михаил

IV в н. э.

Дети Вулкан , Диана , Геркулес [d] , Бахус [d] , Прозерпина , Ювента , Марс , Беллона , Минерва , Аполлон [d] , Иарбант и Меркурий

Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния - иды .

Этимология

Многообразие бога Юпитера

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты нескольких местных италийских богов.

  • Юпитер Тонанс (Iuppiter Tonans ) (гремящий) посылал дождь , гром ;
  • Юпитер Фульгур (Iuppiter Fulgur ) (молнийный, блещущий) посылал молнии ;
  • В римском государственном культе Юпитер именовался «Оптимус Максимус Сотер» (Optimus Maximus Soter ) («Лучший, Величайший, Спаситель»);
  • Юпитер Виктор (Iuppiter Victor ) даровал победу;
  • Юпитер Лациарис (Iuppiter Latiaris ) был богом союза латинских племён;
  • Перед посевом приносились жертвы (обряд назывался совершением трапезы - daps ) Юпитеру Дапалису (Iuppiter Dapalis ), он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда - виналии , он считался гарантом верности клятве;
  • Юпитер Терминус (Iuppiter Terminus ) был хранителем границ;
  • Юпитер Либертас (Iuppiter Libertas ) был защитником свободы;
  • Юпитер Феретриус (Iuppiter Feretrius ) был богом войны и победы, с ним был связан обычай триумфа , когда победоносный полководец отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру жертву из взятой на войне добычи и сложить к ногам его статуи свой лавровый венок .

Мифологические истоки

Юпитер восходит к существовавшей в мифологии индоевропейцев концепции верховного бога-громовержца Диэуса . Так, в древнегерманской мифологии Юпитеру соответствует бог Тор . У ряда индоевропейских народов имя верховного божества связано с четвергом . По-латински четверг - Jovis dies (день Юпитера, отсюда фр. jeudi , итал. giovedi , исп. jueves , кат. dijous и т. д.), по-немецки - Donnerstag, по-английски - Thursday (от имени Тора или Доннера).

Юпитер как верховное божество

Изначально жители Италии почитали Юпитера как бога небесного света. [ ] Ему посвящены сутки полной Луны (иды), когда небесные светила озаряют землю и днём и ночью. В эти дни Юпитеру приносились жертвы на вершинах гор и холмов. На римском Капитолии ему жертвовали белую овцу на северной вершине холма. Итальянцы, в частности римляне, верили, что все, что происходит на небе, происходит по воле Юпитера. Особое внимание они обращали на молнии и дожди. Молнии расценивались как знаки этого бога, поэтому места их попадания в землю становились священными. Дождями Юпитер оплодотворял землю, благодаря чему она производила растения. Особенно почитали Юпитера виноградари; 19 августа устраивались праздники по случаю начала сбора винограда, а 11 октября отмечали окончание этих работ. Когда римляне перешли от десятидневной недели к семидневной, Юпитеру посвящался четверг. От этого бога зависели порядок в мире, смена времен года, месяцев, ночи и дня. С неба Юпитер все видел и ни одно преступление не могло остаться безнаказанным. Клятва именем Юпитера не могла быть нарушена под страхом божественной кары.